На удивление незаметно прошел в Красноярске показ бенефисного спектакля народной артистки России Екатерины Васильевой «Я была счастлива!..» — небольшой зал ДК «Комбайностроитель» почему-то оказался пуст почти на треть. Было обидно и неловко за наших театралов. Обойти вниманием столь мощную работу выдающейся актрисы современности — такое просто не укладывается в голове.
Или мы уже настолько развращены халтурной антрепризой, что серьезные спектакли просто перестали воспринимать?.. Или в свете той же причины не ждем от приезжих театральных звезд ничего выдающегося? Увы, подобное действительно можно сказать о многих нынешних гастролерах с именами. Но только не о Екатерине Васильевой. Режиссер Владимир Салюк поставил на бенефис актрисы спектакль по дневникам Анны Сниткиной, жены Достоевского. Что уже говорит само за себя. А имя ее главной исполнительницы — о заведомо высоком уровне действа. Думаю, те, кому посчастливилось побывать на бенефисе Васильевой, впечатление о нем запомнят надолго.
Спектакль начинается со слов героини о смерти ее мужа, отставного инженер-поручика, литератора Федора Достоевского. Далее Анна Сниткина мысленно переносится на десятилетия назад, когда она, начинающая стенографистка, познакомилась со своим будущим мужем. Личные воспоминания героини по ходу действия перемежаются сценами из романов Достоевского, которые она ему стенографировала, — «Игрока», «Преступления и наказания», «Идиота»… Разных героев из этих романов в спектакле сыграли Ярослав Здоров и Александр Мезенцев (он же сыграл и Достоевского). Саму Сниткину, а также бабуленьку из «Игрока», мать Раскольникова и Настасью Филипповну — Екатерина Васильева.
В театре редко можно испытать такое потрясение, когда одна актриса настолько органична в столь разных ролях — и старух, и неискушенной двадцатилетней девушки, и молодой, но уже изрядно побитой жизнью женщины. При этом не старя себя искусственно и не молодя, а по-настоящему проживая в небольших эпизодах жизнь каждой из своих героинь. Екатерине Васильевой невозможно было не поверить. Как нельзя было не поверить и в искренность ее Анны Сниткиной, когда она произносила: «Я была счастлива!..» А лучшей Настасьи Филипповны невозможно и припомнить — ни в кино, ни в театре. Это настоящее чудо живого искусства. Удача, если довелось к нему приобщиться.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»