Празднование грядущего в январе 100-летия великой русской балерины Галины Улановой открылось гастролями по Сибири. Фонд Улановой, который возглавляет народный артист СССР Владимир Васильев, привез в Красноярск, Абакан и рабочий поселок СШГЭС Черемушки гала-концерт «Мона Лиза русского балета. Галине Улановой посвящается».
Честь открывать этот юбилейный цикл досталась Красноярску не случайно. Владимир Васильев признался, что в прошлый свой приезд до слез был растроган тем, как принимали в Красноярском театре оперы и балета премьеру балета «Анюта» на музыку В. Гаврилина. Напомню, премьера была посвящена памяти Екатерины Максимовой, первой станцевавшей партию Анюты. Сам Васильев в память о любимой жене исполнил на том спектакле партию Петра Леонтьевича…
- Меня очень тронуло, что красноярская публика искренне выразила желание встретиться еще, — заметил Владимир Викторович. — И когда мы обсуждали празднование юбилея Улановой, концерт в Красноярске — это было как само собой разумеющееся.
Обычно подобные программы состоят из па-де-де, адажио, вариаций — в общем, золотых номеров балетного искусства. Не обошелся без них и гала-концерт в честь Моны Лизы русского балета. Кстати, Уланову так называли неслучайно.
- В ней всегда была какая-то загадка, недовысказанность, — говорит Владимир Васильев. — Почему люди ходят на одни и те же спектакли? Потому что не могут до конца раскрыть, понять того или иного артиста, его выступление всякий раз заставляет их над чем-то думать, размышлять. Галина Сергеевна именно такой и была на сцене. И так и ушла неразгаданной…
Кстати, в честь юбилея Улановой организаторы решили представить публике не только хиты балетной классики, но и совершенно новое произведение. Премьера одноактного балета «Заклятие рода Эшеров» на музыку Гордона Гетти ранее состоялась в Москве, второй ее показ прошел в Красноярске, причем с участием нашего кордебалета. Владимир Васильев выступил в спектакле не только хореографом, но и художником — создал порядка 15—20 эскизов для мультимедийного оформления своего балета. Получилась довольно мрачная история, с готичной атмосферой, призраками и старыми семейными заклятиями. Но само знакомство с этим балетом на музыку нашего современника было довольно любопытным. Нынешние композиторы редко пишут для балета, сам Васильев говорил, что «несмотря на музыкальный океан, в котором мы пребываем, я очень часто бываю в растерянности, когда хочется сделать что-то конкретное, — именно из-за отсутствия музыкального материала, созданного специально». В данном случае, похоже, видение композитора и хореографа совпало.
А завершился праздник показом номеров из «Сильфиды», «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», «Дон Кихота» и других классических произведений. В программе выступали молодые, но уже заметно проявившие себя солисты Большого театра и Красноярского балета. Из них разве что народная артистка России Галина Степаненко — признанный мастер. Смогла приехать в Красноярск и ведущая молодая пара российского балета — Наталья Осипова и Иван Васильев. Их Гран-па из «Дон Кихота» просто взорвало зал — тем поистине акробатическим элементам, которые с легкостью демонстрировал Васильев, даже нет еще названия в балетной терминологии. Сейчас наш театр ведет с артистами переговоры насчет их следующего приезда в Красноярск.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»