Настойчивые поклонницы пытались «уломать» строгую билетершу впустить их в Театр оперы и балета даже после начала концерта Дмитрия Хворостовского и Академического большого хора «Мастера хорового пения». Служительница театра была непреклонна, «обилеченной» же публике предлагала столь дефицитные медицинские маски. Бесплатно. Но никто не брал.
В зале сразу было заметно, что красноярская публика по Дмитрию соскучилась: присутствовал весь культурный, тусовочный и административно-политический бомонд. Парадное место в партере занимал Петр Иванович Пимашков, в антракте общавшийся с сидевшей рядом Екатериной Константиновной Иоффель. По правую руку от главы разместились дамы с норковыми сумочками, министры краевого правительства и депутат Клешко в пурпурном джемпере; чуть впереди сидела Наталья Агаханова в парчовом болеро, отороченном мехом... Многие девушки были одеты действительно элегантно и не забыли о желательных для похода в театр туфлях. Свободных мест не было, пришедших с входными пригласительными отправляли на балкон сидеть на ступеньках (видимо, чтобы не оскорбляли своими спинами на приставных стульях взгляды власть предержащих).
Выход артистов на сцену зал встретил бурными аплодисментами. Программа посвященного 75-летию Красноярского края концерта «Жемчужины вокальной музыки» включала два отделения: в первом прозвучало девять произведений русской духовной музыки, во втором пели популярную классику и русские народные песни. Музыка исполнялась a′capello — «Мастера хорового пения» вообще делают творческий акцент в своем репертуаре на музыку самых разных стилей и направлений. Они — один из старейших музыкальных коллективов страны. Записи их произведений составляют золотой фонд фонотеки России.
На красноярском концерте хор успел выступить и самостоятельно, и с собственными солистами, и разумеется, с Дмитрием Хворостовским. Во время исполнения первого же песнопения «Хвалите имя Господне» стало понятно, что певец находится не только в прекрасной физической форме (что он весьма наглядно продемонстрировал в совместном с Игорем Крутым проекте), но и вопреки опасениям, вызванным этим проектом, в голосе. И голос этот мягкий и вместе с тем мощный, без привкуса слащавости как нельзя лучше подходит для исполнения музыки духовной. Тем более, что лишь часть прозвучавших в первом отделении духовных сочинений для голоса соло с хором (особенно авторства Павла Чеснокова) — так называемое «новое направление» в русской духовной музыке, тяготеющее к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой. Остальная же музыка этой части концерта была более приближена к древнерусской традиции пения, чрезвычайно аскетичной, с жестким многоголосием. Величавая строгость музыки волною накрывала зал, публика сидела не шелохнувшись, лишь не забывая отчаянно хлопать артистам.
Вторая половина концерта вышла более светской: артистки хора вышли на сцену в декольте (хотя некоторым лучше было бы этого не делать), Дмитрий надел роскошный смокинг и продемонстрировал прекрасную технику сценического движения, а также ослепительную улыбку. Хор тоже заметно повеселел и продемонстрировал пристрастие к легкомысленным аранжировкам — на вальсе Петра Чайковского так и хотелось пропеть что-то вроде «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит...». Русские народные исполняли залихватски и от души. Кроме того, нам довелось услышать солистов «Мастеров хорового пения» — Серафимы Коняшиной и Андрея Немезера. После их, безусловно, и эмоционального и техничного пения стало окончательно ясно, почему Хворостовский такая звезда: вокал солистов Большого Академического хора сливался с самим хором, голос же Хворостовского перекрывал все остальные (как сказали бы посетители рок-концерта, «вокал был выведен»).
Недаром зрители приветствовали каждый выход Дмитрия на сцену бурными овациями, рукоплескали и кричали «браво» после каждого номера, а по окончанию концерта аплодировали стоя и так настойчиво, что артисты дважды возвращались. «На бис» исполнили приведшие всех в восторг арию из оперы «Фигаро» и солнечную «Санта Лючию». И вот тут-то я и увидела: что снимают на свои мобильники пенсионеры! Честное слово, когда пожилые дамы начинают вынимать телефоны-раскладушки, с красующимися на экране фотографиями внуков, чтобы с балкона Оперного театра снять сцену — это трогает до слез. Дальше было еще море оваций и цветы, которые Дмитрий раздарил артисткам хора и поклоны, на которые он выводил именитого руководителя хора — заслуженного деятеля искусств России, профессора Льва Конторовича.
Напоследок замечу, что общее приподнятое впечатление не испортили даже работники гардероба. Не знаю, что уж предприняло руководство театра, но в этот раз они были необычайно расторопны и обходительны.
Мария Простакова, фото Василия Тютина