Главная
>
Статьи
>
Кандагар

Кандагар

08.02.2010
36

Режиссер — Андрей Кавун
В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк
Продолжительность — 97 мин

КандагарПрактически единственное, что можно предъявить «Кандагару», новому фильму автора «Охоты на пиранью» Андрея Кавуна — это то, что его пришлось так долго ждать. Со всех остальных позиций «Кандагар» — как бы ни было странно писать что-то подобное в адрес отечественного фильма, сделанного под творческим контролем телеканала «Россия» — кино практически безупречное.

С порога определимся с понятиями — «Кандагар» ни в коем случае не «Охота на пиранью в Афганистане». «Пиранья», при всей к ней симпатии, брала в первую очередь некоторой общей весёлой оголтелостью манер. Драйва и задора в ней хватало на четверых (в конце концов, это редкий фильм, который в четырёхчасовой версии смотрится ещё лучше, чем в двухчасовой), но вот никакой режиссерской дисциплинированностью там и не пахло. «Кандагар» — совсем другая история; это сильное, суровое, сосредоточенное, прекрасно сбалансированное кино. Берясь за пересказ реальной истории о годичном плену российских летчиков в Афганистане, Кавун, видимо, ещё с самого начала принял одно стратегически важное решение — «Кандагар» всю дорогу стоит исключительно на позиции попавших в передрягу простых мужиков. Этот нехитрый вроде бы приём на деле позволил режиссеру разом выпрыгнуть из всех ловушек, поджидающих любого художника, берущего на себя смелость говорить о сложном межнациональном (ещё и с явными религиозными мотивами) конфликте.

Никакого ура-патриотизма и размахивания трёхцветным флагом (появляющимся, напомню, волей телекомпании-производителя в титрах самым первым) — когда в телеинтервью зарубежным гуманистическим СМИ измученный командир экипажа (Балуев) на вопрос о России говорит «Мы и есть Россия», это звучит не столько пафосно, сколько трагично. Нет здесь и вставания на табуреточку и тыканья пальцами в духе «мы — хорошие, они — плохие» — «Кандагар» фантастическим образом уходит от любых обобщений на уровне прямого текста. Он вообще отчасти о том, что любые оправдательные концепции ведения войны, политические ли, религиозные, территориальные, любые другие, могут работать только на уровне некоего отстранения от мясорубки — стоит только фактически оказаться на передовой, как все официальные зачем и почему моментально теряют всякий смысл. И ужасающая, съедающая душу пустота, что остаётся на месте этих зачем и почему, передана в «Кандагаре» лучше всего. В глазах этих пятерых мужиков, которые сидят в плену неизвестно за что посреди конфликта, в котором они не участвовали и сути которого даже не понимают, её видно, пожалуй, даже слишком хорошо.

При редкой стройности идеологического плана в плане техническом дела у «Кандагара» обстоят ничуть не хуже. За компактные девяносто семь минут Кавун успевает передать и хаотический быт 90-х, прекрасно зафиксированный в турецком прологе, и удручающую монотонность афганского плена, тянущегося бессмысленно и беспощадно, и оглушительный ужас военных действий (когда героев везут через Кандагар под авиационным обстрелом, на пару минут начинается вдруг натуральное «Дитя человеческое»). Психологически здесь всё тоже довольно достоверно — нет никакого показного геройства, есть только тихая тупая безысходность, работающая по принципу этакого точильного камня; может стереть в крошку, а может и выточить острое лезвие. Актёры довольно чутко реагируют на задачу — если Машков и Панин более-менее играют Машкова и Панина (правда, вполне по делу), то у Голубева и Бенюка есть по паре действительно сильных выходов. Но главная актёрская работа «Кандагара» — это, конечно, Балуев; последние годы актёром в кино и на телевидении едва не гвозди забивали, а он при правильно поставленной задаче ещё может, оказывается, работать на потрясающе тонких нюансах. Один долгий план его лица после финального взлёта их самолёта стоит дорогого — но он всё же не главный и не единственный момент действительно мастерски исполненной роли. Так же, как и сам Балуев — не главная и не единственная удача фильма, в котором правильно сделано, кажется, вообще всё. Пожалуй, единственное, что можно пожелать режиссеру Андрею Кавуну в связи с «Кандагаром» — чтобы нам не пришлось ждать следующего его большого фильма ещё четыре года.

Вердикт Кочерыжкина — ранняя, но от того ничуть не менее убедительная заявка на звание лучшего отечественного фильма года

Рекомендуем почитать