Столь противоречивого творческого сезона в Красноярском крае давно уже не припомню. Вроде бы и достижений немало — многочисленные и небезрезультативные поездки на конкурсы, вал премьер и фестивалей. Но такое ощущение, что в погоне за количеством культурных событий наши творческие учреждения то и дело забывают о качестве. В итоге по-настоящему больших достижений в сезоне было не так уж и много.
Спектакли-скороспелки
Взять хотя премьеры — на первый взгляд картина просто радужная. Каждый театр выпускает в сезон в среднем по три-четыре новых спектакля, а некоторые, как театр им. Пушкина или Красноярский музыкальный театр, умудрились в этот раз поставить и по шесть (включая спектакли на малой сцене). Никто не спорит — регулярное обновление репертуара необходимо, и прекрасно, что театры находят на это поддержку и у власти, и у спонсоров. Но в нынешнем сезоне качество новых премьер оказалось как нельзя более удручающим. В лучшем случае только половину из них можно назвать художественно состоятельными, и то с большой натяжкой.
В чем проблема? Например, у нас давно уже стало нормой, что на выпуск каждой постановки в репертуарном театре отводится от силы два месяца, а то и меньше — как в антрепризе. Понятно, что театрам накладно приглашать режиссера на больший срок, да и те зачастую отказываются от долгосрочной работы — финансово им это тоже невыгодно. Репетировать дольше могут позволить себе лишь главные режиссеры. Но положа руку на сердце — многие ли из них на это настроены?
В итоге публика получает спектакли-скороспелки, и хорошо еще, если режиссер все выстроил грамотно и в театре сильная труппа, — есть надежда, что со временем такой спектакль наберет в качестве. А если нет? Как правило, будут прокатывать до тех пор, пока постановка себя не окупит, а потом снимут без лишней помпы. Если же, несмотря на все художественные просчеты, спектакль все равно пользуется успехом у масс — как, например, «Юнона» и «Авось» в музыкальном театре или «Он, она, окно и тело» в театре им. Пушкина, — будут играть до тех пор, пока декорации не развалятся. Нисколько не заботясь, что подобные «шедевры» зачастую только опускают планку театра.
Директора в таких случаях обычно ссылаются на пресловутый зрительский спрос. Но у нас давно уже сложилась какая-то нездоровая дилемма — либо фестивальный спектакль, с внятной и неординарной художественной концепцией. Либо кассовый, чтобы гарантированно привлечь публику, — но без особых изысков, лишь бы угадать с привлекательным названием и жанром (в основном это комедии с шуточками ниже пояса). А то, что образованного зрителя с более высокими эстетическими запросами подобные опусы могут вообще надолго отвратить от театра, похоже, никого не заботит. Абсолютно непонятно: почему нельзя сделать спектакль для широкого круга зрителей на художественно приличном уровне? Впрочем, когда в нашем почти миллионном краевом центре всего пять театров и между ними нет серьезной конкуренции, подобные вопросы наивны. Зачем напрягаться — публика все равно съест то, что дают...
Вот только после фестивалей вроде «Норильских сезонов», где благодаря Фонду Михаила Прохорова у нас побывали такие театры, как «Мастерская Петра Фоменко» и Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой, довольствоваться былым суррогатом уже невозможно. И очень хочется надеяться, что появление столь серьезных форумов заставит и наши театры подтянуть планку.
Хроническая кадровая болезнь
И все-таки самой острой проблемой в театрах края по-прежнему остается кадровая. Можно сколько угодно критиковать неровный художественный уровень постановок, но до тех пор, пока в театры не придут сильные творческие лидеры, — ничего не изменится. Понятно, что быстро такие вопросы не решаются. Но хотелось бы наконец отчетливо увидеть: а что вообще делается, чтобы изменить ситуацию?
Пока что картина вырисовывается безрадостная. Уровень художественного руководства в театрах края, за редким исключением, оставляет желать лучшего. Что отчетливо показал последний фестиваль «Театральная весна», куда не попали спектакли сразу четырех главных режиссеров краевых драмтеатров — из Ачинска, Канска, Норильска и Красноярского ТЮЗа.
В музыкальном и кукольном театрах Красноярска вообще нет главных режиссеров. И самое печальное — нет ощущения, что их поиском кто-то серьезно озабочен. Как это было несколько лет назад в краевой драме, где два года шел смотр потенциальных кандидатов — причем режиссеров с именами. В музыкальном театре в последние годы (за исключением Александра Зыкова) ставит вообще кто попало. А сам театр все больше напоминает досуговый центр, где не осталось ни одного по-настоящему качественного спектакля.
В этих условиях запуск коммерческого мюзикла «Голубая камея», где лишь наполовину занята труппа, а наполовину — некие таланты с улицы, отобранные по кастингу, вызывает откровенное недоумение. Какие могут быть эксперименты, когда основной репертуар развален, а в труппе почти не осталось поющих солистов? Да и где им петь, на чем расти и развиваться, если в театре почти не ставят классику? Хотя актерский потенциал и желание работать здесь еще не окончательно уничтожены бездумными экспериментами. Что показал заключительный гала-концерт сезона, составленный исключительно из классических номеров, — со сцены вдруг повеяло давно забытым праздником и искренними эмоциями...
Все это не может не сказываться на настроении артистов, которые вынуждены оставаться заложниками — безграмотности своего руководства и необъяснимого безразличия краевого министерства культуры. В начале сезона в театре прошла финансовая проверка, выявившая серьезные нарушения, — спустили на тормозах. Весной взбунтовалась часть хора — скандал замяли. А зачинщикам «в качестве наказания», как им было объявлено, устроили аттестацию. Благо после нее никого не уволили.
Кто-то из ведущих артистов, как Наталья Горячева и Алексей Соколов, ушли в другие театры. И не исключено, что в следующем сезоне труппа недосчитается еще нескольких солистов.
В ТЮЗе душевному состоянию артистов тоже не позавидуешь. Уже второй год здесь никак не может разрешиться давно наболевший вопрос со сменой художественного руководства. Вроде бы в начале сезона все наконец сдвинулось с мертвой точки. На постановки были приглашены два питерских режиссера — Тимур Насиров и Роман Ильин. Предполагалось, что, если их спектакли окажутся успешными, один из них займет кресло главного режиссера театра. Спектакль Насирова «Собаки-якудза» собрал несколько наград на «Театральной весне», а вскоре стал лауреатом фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Но воз и ныне там. И свою загадочную инертность минкульт никак не комментирует.
Впрочем, думаю, что нынешнему худруку ТЮЗа Андрею Няньчуку, за почти десятилетнее руководство этим театром ничем не подтвердившему свою творческую состоятельность, рано или поздно придется уйти. И будет очень печально, если из-за министерской волокиты этот театр, уже много лет не избалованный качественной режиссурой, лишится умного творческого лидера. Каким мог бы стать для него Насиров — не только профессиональный режиссер, но и грамотный педагог, что сейчас особенно необходимо ТЮЗу. Но все-таки сильнее огорчает другое — что чиновники, как и в случае с музыкальным театром, не задумываются о том, как их медлительность сказывается на состоянии труппы. Этому нет никакого оправдания. ТЮЗ лихорадило всю вторую половину сезона, и страшно представить, каково было артистам в то время вообще выходить на сцену.
Сейчас уже даже не так важно, кто в конце концов придет на смену Няньчуку. Возможно, театру вообще стоит сезон передохнуть, артистам успокоиться и просто поработать с разными режиссерами. Посмотрим, какие перемены принесет следующий творческий сезон. Во всяком случае, впереди у ТЮЗа поездки сразу на три фестиваля — и на все с «Собаками-якудза».
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 27 (268)