Главная
>
Статьи
>
Музыка книг, день два

Музыка книг, день два

06.11.2010
5

Вчера в «Эре» в рамках музыкальной программы ярмарки книжной культуры отыграли «Птицу Емъ» и «Самое большое простое число». Было громко, интересно и по большей части здорово.

Сразу давайте о накладках скажем, чтобы долго на этом не зацикливаться — как-то так вышло, что людей стали запускать только в 8, когда мероприятие уже более-менее началось, и запускали при этом ужасно медленно, буквально по 3-4 человека. Мало того, что большому количеству народа пришлось чуть ли не час провести на улице на не самом приятном ветру, так ещё и многие банально пропустили всё выступление «Птицу Емъ» целиком. Это было ужасно досадно — хотя мне потом сказали, что в «Эре» при большом скоплении народа так часто бывает. Ну, что ж — будем на будущее иметь это в виду и как-то планировать дополнительное время на проход зрителей. И да — ещё на «Самом большом простом числе» временами досадно плавал звук. С чем, насколько я понимаю, можно только смиряться.

«Птицу емъ» выступили очень коротко, буквально на полчаса — но очень концентрированно, что ли. Вживую от них прёт очень мощная энергетика — причем дело тут даже не в музыке, которая у «Птицы», в общем, строго функциональная, а именно в самом живом исполнении Саши Ситникова и Коли Бабака. У них каждая песня получается таким маленьким спектакликом — и в концерте эти их смешные, непочтительные, временами похабные, но страшно остроумные зарисовки как будто каждую свою характеристику в несколько раз усиливают. Ну, и я вчера уже говорил, что когда Саша начинает петь — это такое секретное оружие, это ниже пояса сразу бьёт, сопротивляться вообще невозможно. Я, кстати, был очень удивлён тем, как «Птицу емъ» у нас принимали — довольно немаленькое количество народу радостно под них прыгало, распевало вместе с группой слова, а когда они уже собрались сворачиваться, публика начала хором требовать песню «Трудовоэ», чем страшно удивила даже самых исполнителей. В общем, приплюсовывая сюда же впечатления от вчерашних «4 позиций Бруно», я бы сказал, что эти ребята у нас в городе не последний раз оказались.

Самое большое простое числоС «Самым большим простым числом» в этот раз было несколько сложнее. Да, они так же, как и в прошлый раз, начали сразу с «Это», но всё же — этот поиск звучания, который в своё время увёл их от шипучего экспериментального эмбиента с текстами к нынешнему почти-что-но-не-совсем-ещё року, он у группы до сих пор продолжается и заводит их порой в очень непонятные места. Мне вообще вчера показалось, что «СБПЧ» как будто пытаются заново изобрести рок-музыку — но при этом двигаются с совсем непривычной стороны и не принимают ничего, что всем остальным давно кажется самыми общими местами, за само собой разумеющиеся вещи. Они постоянно разбирают свои собственные песни и собирают их обратно по новому, словно в попытках понять, что заставляет песни работать. Эти эксперименты не всегда удаются — скажем, почти грандиозный в прошлом году «Кулич» в этом практически потерялся, да и их стремление к обнаженному минимализму рикошетит тем, что многие песни в отдельных местах звучат практически идентично. Но — даже когда не совсем понятно, что заставляет музыкантов делать свои песни именно таким образом, это не то «непонятно», от которого хочется отмахнуться и забыть. Это непонятно, в котором хочется разобраться.

Тем более что некоторые изменения в звучании «СБПЧ» приносят какие-то совсем неожиданные и потрясающие результаты. Александр Зайцев стал больше петь, и от этого в музыке появилась странная хрупкость, неустойчивость какая-то, которая странно захватывает. Будто ты смотришь на что-то красивое и тонкое и боишься лишний раз выдохнуть, потому что это что-то может банально рассыпаться. То, как переделали «Рождество» и песню про подарки на день рождения, вообще плохо поддаётся осмыслению, по крайней мере, пока я не послушаю их ещё раз. Совсем новые песни, которые мы не слышали до этого ни разу, двигаются в ещё более причудливых направлениях — была замечательная ритмичная вещь «Русские танцы» и очень неожиданная песня «Миллиард».

Под занавес группа сыграла совсем новую, ни разу ещё до нас не исполнявшуюся песню — и по ней стало понятно, что через какое-то время будет интересно разобраться в этом вот поле изобретения по новой рок-н-ролльного примитивизма, на котором сошлись «СБПЧ», «Пёс и группа», «Лемондэй» и в меньшей степени (в силу большей разносторонности) «Падла бэар». Ещё, кстати, про изобретение рока заново — мне ещё показалось, что «СБПЧ» вот-вот изобретут грязный гитарный звук (если судить по вступлению к «Не возвращайся никогда», которая «Эру» традиционно порвала напополам, они уже буквально в шажке от этого). И я думаю, что когда это произойдёт, я очень хочу слышать то, что получится. Равно как и то, как «Самое большое простое число» звучат с барабанщицей. Потому что минимализм минимализмом, а вот включают они «Блокаду» с её маршевым барабанным боем — и всё, туши свет, ничего больше не надо. И да — особенно, конечно, хочется понять, когда же мы услышим новый альбом «СБПЧ». А то по моим ощущениям, они уже понаписали песен пластинки примерно на две с половиной, а записей всё нет. Хотя я вот думаю — наверное, никакой пластинки не будет. А просто в следующем ноябре они опять приедут в Красноярск. И опять будут звучать совсем по-другому. В принципе, такой вариант меня полностью устраивает, хаха.

Напоминаю — сегодня мы завершаем нашу программу выступлениями групп «Кассиопея» и «и Друг мой грузовик». 21:00, выставочный центр «Сибирь», клуб на цокольном этаже (а гардероб в ресторане на первом). Вход бесплатный. До вечера!

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать