Главная
>
Статьи
>
Иллюзионист/ L’Illusioniste

Иллюзионист/ L’Illusioniste

20.12.2010
14

Режиссер — Сильвен Шомэ
Продолжительность — 90 мин

Вот пример настоящего труда любви — французский мультипликатор Сильвен Шомэ, автор замечательного «Трио из Белльвилля», потратил несколько лет своей жизни на то, чтобы экранизировать неиспользованный сценарий маэстро французской комедии Жака Тати.

По словам самого Шомэ, Тати не стал сам снимать «Иллюзиониста» потому, что он был для него слишком уж личным делом. История немолодого фокусника по фамилии Татищев (настоящая фамилия Тати), чьи фокусы практически никому не нужны, была близка Тати по двум причинам. Во-первых, в сюжетной линии о встрече Татищева с юной шотландской девушкой, считающей пожилого фокусника настоящим волшебником сквозила горечь самого Тати о не совсем удачно сложившихся отношениях с собственной дочерью. А во-вторых, в «Иллюзионисте» сложился довольно горький автопортрет художника в старости — новое время и его приметы постепенно делают старого фокусника и его крохотное рукотворное волшебство никому не нужным и неинтересным.

Шомэ бережно перенёс все эти не самые легкие материи на экран — и «Иллюзионист» в результате вышел мультфильмом очень нежным и очень грустным. Но не только — скажем, в мультфильме есть сцена, где немолодой шотландец приводит фокусника на вершину холма, и вдруг падает на траву и весело скатывается кубарем вниз по склону.

Таких моментов неожиданной, необъяснимой чистой радости в «Иллюзионисте» при всей его щемящей меланхолии довольно много. Умывание клоуна, у которого в кране закончилась вода. Рагу из кролика. Рисование рекламного плаката при помощи братьев-акробатов. Первая ночная смена в гараже. Все эти виньетки разыграны и нарисованы невероятно здорово — без того убийственного, на грани сюрреализма фарса, от которого в «Трио из Белльвилля» порой приходилось буквально сползать под кресло, но всё равно ужасно тонко и смешно.

Конечно, если смотреть с максимально общечеловеческой точки зрения, то «Иллюзионист» — предельно странная штука, которая наверняка вызовет массу недоуменных пожиманий плечами. В мире, где анимацию считают в первую очередь поставщицей легкомысленного развлекалова для детей, этот мультфильм осмеливается по-взрослому говорить о тяжелых и грустных вещах. Даже поклонникам «Трио из Белльвилля» «Иллюзионист» может показаться слишком уж меланхоличным, слишком неспешным, слишком акварельным.

Но это тот случай, когда настроиться на странную, негромкую волну произведения всё же стоит. Потому что «Иллюзионист» не просто очень красиво нарисован, местами крайне смешон и невероятно нежен. Он ведь и сам пример того, как настоящее искусство никогда не пропадёт — зря, что ли, он шёл к своему зрителю такой долгой и извилистой дорогой. Пусть в самом фильме в прямую говорится о грустном — о том, что волшебства на самом деле нет — само существование этого фильма говорит ровно об обратном. И я знаю, которой из этих двух мыслей мне хочется верить больше.

Вердикт Кочерыжкина — замечательный пронзительный мультфильм

Рекомендуем почитать