Шоу ряженых
В Красноярском музыкальном театре состоялась премьера «Голубой камеи». В афише этот проект, который начали раскручивать еще с конца прошлого творческого сезона, именуется мюзиклом. Но к нему скорее подходит другое определение — эстрадное шоу. К театру это творение не имеет никакого отношения.
Установка на попсовость
«Голубая камея» на музыку известного эстрадного композитора и продюсера Кима Брейтбурга сделана по телевизионным лекалам. Берется узнаваемый сюжет вроде «Золушки», «Буратино» или «Сорочинской ярмарки» и нашпиговывается попсовыми песенками-однодневками.
В данном случае за основу взята любовная история княжны Таракановой и графа Алексея Орлова (помните фильм «Царская охота»?). И если оценивать «Камею» по законам шоу-бизнеса, то сделана она вполне добротно. Исторический сюжет из жизни князьев и графьев, незамысловатая музычка с дискотечными ритмами унца-унца (шоу, кстати, идет под инструментальную фонограмму), до приторности яркое оформление — что еще надо народу, привыкшему лицезреть подобные опусы на телевидении? К тому же и финал, в отличие от исторической правды, счастливый, дабы не портить публике благостное впечатление. Все как в типичной мыльной опере.
На сцене подобное зрелище вполне имело бы право на существование. Но, как говорится, есть нюансы. Одно дело, когда под такие вот проекты набирается отдельный состав исполнителей, театральную площадку продюсер берет в аренду и все это подается под вывеской шоу. И совсем другое, когда есть претензия на театральность и в одну кучу смешивают профессиональных артистов и таланты с улицы. Напомню, что половину участников «Камеи» набрали по кастингу. Зачем затевать проект на базе театра, если его труппа оказывается в нем не ко двору?
Самое же печальное, что после премьеры в некоторых СМИ прозвучали мнения, что любители, набранные по красноярским клубам, мол, ничем не уступают профессионалам, а в чем-то даже и лучше их. Рассуждения абсолютно дилетантские, поскольку разница все-таки есть — самодеятельные таланты неплохо владеют эстрадным танцем и вокалом, но совершенно не умеют играть, в отличие от артистов театра. А исторические костюмы на них выглядят откровенно нелепо, как на ряженых. Пожалуй, единственный по-настоящему театральный номер в постановке — танец заключенных в Петропавловской крепости. С куплетами на злобу дня, где, например, есть строки вроде «Кто ворует миллионы, тот не сядет за пятак». В духе лучших опереточных традиций, когда проблема «утром в газете, а вечером — в куплете». Но этот номер — исключение, и к тому же к сюжету шоу он не имеет никакого отношения. Вставная зарисовка, и не более того.
Было бы наивно полагать, что благодаря участию в «Камее» эта молодежь самостоятельно освоит театральную школу. И уж тем более войдет в труппу театра, как предположил г-н Брейтбург. Хотя, впрочем, при таком подходе само понятие школы нивелируется. И ладно бы, если бы это мнение высказал только Брейтбург, человек, не имеющий никакого отношения к театру. Но разницы между профессионалами и дилетантами не видит и директор театра Наталья Русанова, допустившая эстрадную попсу на вверенную ей площадку. Продемонстрировав такую позицию, она публично унизила свою труппу, совершенно об этом не беспокоясь. Похоже, на театре пора сменить вывеску — он давно уже движется к тому, чтобы стать развлекательным центром. Еще немного — и постоянная труппа в нем тоже не понадобится...
Бюджетное недоразумение
Хотя поведению директора удивляться не приходится. За почти шесть лет руководства Красноярским музыкальным театром Наталья Русанова не раз подтверждала, что коммерческие интересы для нее неизменно превыше творческих. Старый репертуар почти развалился, а среди новых спектаклей за все эти годы не было ни одной полноценной удачи, если не считать «Скрипача на крыше» в постановке Александра Зыкова. Можно, конечно, предположить, что все творческие проблемы театра — досадная случайность. Но допускать такие случайности на протяжении стольких лет просто невозможно. Скажем, абсолютно непонятно, чем руководствуется директор театра, приглашая на постановки никому не известных режиссеров вроде Олега Портнягина или Владимира Филимонова (Зыков в этой череде исключение). И упорно игнорирует режиссеров, творчески состоятельных — например, петербуржца Владимира Подгородинского. Который, кстати, когда-то успешно работал в Красноярске.
В свете всего этого как анекдот выглядит тот факт, что осенью Красноярский музыкальный театр получил статус «Национального достояния — 2010» от организации с громким названием «Международная академия культуры и искусства». Непонятно, чем руководствуется эта академия, раздавая такие пафосные звания, но творческие достижения своих лауреатов она явно не учитывает.
Попсовое шоу на сцене театра — очередное репертуарное недоразумение. Которое к тому же обременено прокатными обязательствами — «Голубую камею» театр должен будет показать в течение года 40 раз. Впрочем, можно не сомневаться, что зрелище будет пользоваться спросом — во всяком случае, у неискушенной публики, далекой от театра. И окончательно отвратит от театра тех, кто любит в нем именно театральное искусство. Странно другое — как может государство финансировать явно коммерческие проекты? Затраты на «Голубую камею» составили почти 10 миллионов рублей, и половину из них оплатил краевой бюджет при санкции Заксобрания — с чего вдруг такая щедрость? Или, по логике депутатов, поддерживать нужно то, что пользуется массовым спросом? Что ж, когда в обществе размываются критерии вкуса, любое сомнительное шоу сойдет за произведение искусства.
Елена Коновалова, фото из архива театра