Мистическая социальная фантастика «из советской жизни». В 1979 году в неназванном портовом городе (скорее всего, это Одесса) помимо всем известной санэпидслужбы, СЭС, существует СЭС-2, занимающаяся изведением всякой нечисти и паразитов из потустороннего мира — суккубов, оборотней, вендиго и прочих мелких бесов. Молодая практикантка Роза читает книжку про Анжелику и не сразу догадывается, что ее соседка по кабинету Катя — сертифицированная ведьма, что смешливый инженер Вася специализируется на изгнании злых духов, и что вскоре самый страшный дух начнет охоту за молоденькой дурочкой. Это немного напоминает сказочную фантастику Стругацких про НИИЧАВО, если бы ее писал, например, Стивен Кинг. Только в произведениях Кинга нет профсоюзных собраний, повышенных соцобязательств, субботников и распределения дефицитных продуктов.
Мария Галина пишет редко, но емко. Например, сейчас в «Новом мире» (где сама Галина уже много лет служит литературным редактором) печатается ее новый роман «Медведки», первый за последние десять лет. «Малая Глуша» писалась на протяжении нескольких лет. И композиция ее выстроена искусно. Собственно Малая Глуша — это деревня в глухих лесах, этакое царство мертвых, куда можно приехать и попробовать забрать близкого тебе человека до того, как он окончательно перейдет на ту сторону света. В Малую Глушу во второй части романа отправляется второстепенный (даже третьестепенный — о нем едва упоминается) персонаж из первой части. Он и его случайная попутчица хотят вернуть из загробного мира двух самых близких людей: он — жену, погибшую в автокатастрофе, она — сына, не вернувшегося с афганской войны. Тут уже другие проблемы, другие герои, другие истории. Тут не про отважных охотников за привидениями (никого из персонажей первой части здесь нет), а про то, какую цену готов платить человек, чтобы вернуть своих близких «на свой берег». Мотивы стивенкинговского «Кладбища домашних животных» совершенно очевидны, но «Малая Глуша», рискну сказать, сделана намного лучше, глубже, парадоксальнее. В этом проявляется удивительный эффект книги Марии Галиной. Если в первой части подробности борьбы со страшным духом голода изложены в легкой манере советской сатирической фантастики, с шутками-прибаутками и комическими нелепыми ситуациями, в которых то и дело оказываются герои, то вторая часть — это такая мощная мистическая проза в духе Кинга или Клайва Баркера. Вот этот «эффект реле», когда об одних и тех же событиях можно рассказать по-разному, в различной тональности, от дурашливо-сказовой до грозно-мистической, — это и придает неожиданную глубину книге, в общем-то, низкого жанра, фантастической прозе.
Впрочем, сама Галина жанр своей книги называет «фантастической сагой времен застоя» и явно скромничает, потому что достоинства книги не в описываемом периоде «застоя» и не в фантастических допущениях (в самом деле, если вы идете домой вечером и чувствуете спиной взгляд — что если это какая-то потусторонняя тварь наблюдает за вами из темноты?). «Малая Глуша» — пожалуй, один из образцов современной российской прозы. Язык книги до того выразительный, живописный, сдержанный и вместе с тем невероятно гибкий, плотный, насыщенный, сочный. Цитировать даже не буду, там все настолько хорошо, что книгу можно читать не только любителям фантастики, но и всем любителям грамотной, добротной, качественно придуманной и написанной прозы.
Влад Толстов Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул. Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru