Все знают, кто такой Бен Стиллер — смешной чувак из «Все без ума от Мэри» и «Знакомства с родителями», с которым вечно случаются разные прикольные неприятности, часто генитального толка. Но тот факт, что Стиллер ещё и довольно интересный режиссер со своими собственными представлениями о прекрасном, известен, полагаю, заметно меньшему проценту зрителей. Давайте немедленно исправим это упущение и посмотрим, что Стиллер успел снять за свою достаточно долгую карьеру.
Реальность кусается
Первая полнометражная картина Стиллера вошла в небольшой, но почётный список картин, сделанных в 90-е, которые пытались по-своему осмысливать так называемое «поколение Икс». В ней даже сыграли знаковые для этого поколения люди — Итан Хок и Вайнона Райдер. Для дебютного фильма молодого комика-выскочки, поднявшегося на смешных скетчах в программе Saturday Night Live и в собственном шоу на МТВ, «Реальность» оказалась на удивление выдержанной и взрослой картиной — вопросы вхождения во взрослую жизнь Стиллер рассматривал уважительно и с пониманием, не чураясь, где нужно, докручивать до настоящей драмы.
Кабельщик
Про этот фильм все помнят только одно — что за него Джиму Кэрри впервые заплатили рекордные на тот момент 20 миллионов долларов, и что после этого «Кабельщик» торжественно провалился в прокате. Вспоминать о том, что у Стиллера получилась очень злая, ироничная и чернушная картина о человеческой зависимости друг от друга, почему-то никому не интересно.
Образцовый самец
В этой картине Стиллер развернул на полнометражную дистанцию свой любимый старый скетч о недалеком самовлюбленном мужчине-модели по имени Дерек Зуландер. Развернуть получилось на удивление здорово — в «Самце», истории о соперничестве двух мужчин-моделей, присутствует та замечательная разновидность идиотизма, которая достигается только очень умными и понимающими людьми. Скажем, тот же Дэвид Боуи оценил то, что Стиллер сделал в «Самце», и даже появился там в прекрасной эпизодической роли. Вот уже почти десять лет Стиллер бегает по студиям с идеей сделать сиквел «Самца», но звезды что-то никак не желают сходиться нужным образом.
Солдаты неудачи
Своего рода бенефис Стиллера-режиссера — картина, которая умудряется быть всем сразу, и упоительной пародией на голливудскую внутреннюю кухню, и оголтело-смешной комедией про идиотов, и бодрым боевиком про джунгли, и наглядной демонстрацией лучших комических сил современного американского (да и не только) кино. То есть, если кто и сомневался в возможностях Стиллера-режиссера, то после «Солдат неудачи» продолжать стоять на этакой позиции можно разве что из чистой вредности.
Тайная жизнь Уолтера Митти
Ладно, это немного жульничество — пятый фильм Бена Стиллера ещё никто не видел, он выйдет только через года полтора-два. Но история хорошая — это ремейк комедии 1947-го года о бухгалтере Уолтере Митти, который живёт самой тихой жизнью на свете, но при этом в собственных фантазиях постоянно воображает себя участником разных героических приключений. После предыдущих работ Стиллера мы верим, что и в пятый раз он не подведёт — тем более, что завязка, чего уж там, богата кинематографическими возможностями. Бен Стиллер, мы с тобой!
Сергей Мезенов