Главная
>
Статьи
>
Матч

Матч

07.05.2012
13

Режиссер — Андрей Малюков

В ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Никита Тезин, Екатерина Климова, Дирк Мартенс, Александр Крыжановский, Александр Кобзарь

Продолжительность — 117 мин

50 лет назад про это уже было снято кино — «Третий тайм» с молодыми Куравлевым и Невинным. Теперь берётся наш новый кинематограф, ведомый светочем Безруковым — «Матч» Андрея Малюкова, постановщика «Мы из будущего», пытается по новой переосмыслить реальную историю реального «матча смерти», состоявшегося в 1942 году в оккупированном немцами Киеве.

Почему за этот сюжет могли ухватиться сейчас, понятно очень хорошо — это действительно интересная и небанальная история, при работе с которой на важную тему патриотического воспитания зрителя можно было выехать с немного непривычной стороны. В знаменитом «матче смерти» игроки футбольной команды киевского хлебозавода № 1, в состав которой входили футболисты киевского «Динамо» (многих из которых отпустили из плена специально для того, чтобы играть в футбол), обыграли с разгромным счётом команду немецких зенитных войск — что, якобы, привело к дальнейшему расстрелу отважных украинских футболистов. Среди историков Великой Отечественной единого мнения о том, что причиной расстрелов был именно данный проигрыш, нет (поскольку погибали спортсмены не вместе и далеко не сразу после знаменитой игры). Да и немецкая прокуратура, рассматривавшая дело о «матче смерти», семь лет назад пришла к выводу, что игра не имела отношения к причинам гибели «динамовцев».

Но у художественного фильма «Матч» свои представления об исторической правде. Например, справку о решении немецкой прокуратуры он бодро ставит самым последним титром, как бы подмигивая в этом месте зрителю — мол, ну мы-то с вами, как взрослые люди, всё ведь понимаем правильно. Это — всего лишь одна из немногих неприкрытых манипуляций зрительскими эмоциями, которые фильм «Матч» обильно позволяет себе за свои неполные два часа продолжительности.

Берясь за историю «матча смерти», режиссер Малюков будто бы вознамерился рассказать обо всех возможных ужасах войны разом. В результате фильм с обманчиво простым названием «Матч» оказывается одновременно любовной мелодрамой о разлуке влюбленных на фоне войны и о тех жестоких ценах, которые порой приходится платить за свободу и благополучие своих любимых, удушающе-горькой драмой о массовом уничтожении немцами мирных жителей, предположительно духоподъемным кино о том, что героизм возможен не только на поле брани, и общечеловеческой историей о том, что жить бывает чудовищно тяжело, но продолжать надо.

Многое в «Матче» выведено очень грамотно — например, будничный героизм людей, остававшихся в оккупации, и столь же будничное нечеловеческое скотство тех, кто переходил на сторону оккупантов. Плюс Малюкову удается кажущийся уже невозможным маневр — он снова делает немцев в кино действительно страшными, подчеркивая не столько их жестокость, сколько прагматично-равнодушный подход к учиняемым ими массовым казням.

Но за желанием высказаться обо всём сразу в «Матче» немного теряется, собственно, сам матч — выходить на поле команда Сергея Безрукова начинает только минут за 20 до конца, и все её игры сняты Малюковым в привычно-патетическом ключе, знакомом каждому кинозрителю по каждой первой спортивной драме американского производства. Тот факт, что в эти моменты композитор фильма Иван Бурляев начинает активно передирать у Ганса Циммера из нолановского «Бэтмена», тоже как-то не способствует укреплению патриотических чувств.

То есть, на настоящий многослойный военный эпос об ужасах войны у Малюкова не хватает силёнок — ему слишком важно не пережать, важно сделать так, что сердечко зрительское зашлось в какой-то момент в судороге не бесконечного ужаса, а очищающего умиления. Но при этом он позволяет себе достаточно оговорок и подробностей, чтобы сама реальная история «матча смерти» размывалась в них и теряла свою могучую силу. «Матч» в результате оказывается такой игрой вничью с нулевым счетом — вроде и люди побегали по полю туда-сюда положенное время, но и радости от этого никакой.

Вердикт Кочерыжкина — военная драма по мотивам действительно интересных реальных событий, разваливающаяся на части из-за желания сказать всё сразу

Рекомендуем почитать