Мир кино манит не только простых зрителей, но и тех, кто уже чего-то добился сам на каком-то ином или смежном поприще. Например, писатели бывают тоже не дураки постоять за камерой – особенно те, чьи произведения регулярно экранизировались и без их участия.
В ближайшее время в нашем прокате появится очередной пример такого вот многостаночного подхода – фильм «Хорошо быть тихоней», экранизация милого подросткового романа, которую его автор Стивен Чбоски решил осуществить самостоятельно. Посмотрим, чьими примерами была выстлана дорога очередного амбициозного новичка к этому отважному решению.
Стивен Кинг – Максимальное ускорение
Король литературных ужасов лишь однажды попробовал взять на себя роль режиссера – экранизировал свой собственный рассказ о внезапном бунте грузовиков и прочей колесной техники. Правда, немного сместил акценты – если рассказ был мрачной и безысходной страшилкой, то фильм снят в духе задорного идиотизма, озвученного музыкой группы AC/DC. «Максимальное ускорение» страшно провалилось в прокате, было дружно освистано и теперь считается практически эталонным примером того, почему писателям не стоит становиться перебежчиками. Кинг потом отпирался, что он специально хотел сделать глупое кино для глупых зрителей, но ему, конечно, никто не поверил.
Норман Мейлер – Крутые парни не танцуют
Ещё одна история, когда в целом серьёзный человек попробовал себя в кино, и добился довольно смехотворных результатов. Романист, эссеист, журналист и один из основателей Новой Журналистики (равно как и прекрасной газеты Village Voice) Норман Мейлер в 1987 году попробовал экранизировать собственный роман «Крутые парни не танцуют», такую гротескную пародию на типичный книжный нуар. Фильм был показан на Каннском фестивале вне конкурса, где его радостно растоптали. Со временем, впрочем, «Крутые парни» превратились в своеобразную классику плохого кино.
Мишель Уэльбек – Возможность острова
Почему-то больше всего писатели любят экранизировать именно собственные произведения – видимо, потому, что им мерещится, будто лучше них никто этого не сделает. Такой же тропой пришел в кино и знаменитый европейский мизантроп – видимо, не до конца удовлетворившись нашумевшей экранизацией «Элементарных частиц», дальше Уэльбек решил взять кинематографические бразды в свои руки и снял «Возможность острова» самостоятельно. Реакция публики и критики была не такой единодушной, как в предыдущих случаях – скорее, все просто пожали плечами и тихонько разошлись по домам.
Пол Остер – Лулу на мосту
А вот американец Пол Остер поступил мудро – прежде чем отправиться в самостоятельное плавание по бурным и непредсказуемым водам кинематографа, сделал пробный заплыв под присмотром более опытного товарища. Поработав вторым режиссером при Уэйне Вонге на нью-йорских историях «Дым» и «С унынием в лице» (блистательная импровизационная картина, которую съемочная группа «Дыма» сбацала на ровном месте за две недели, когда съемки основного мероприятия застопорились), Остер затем уже самостоятельно сделал «Лулу на мосту», странноватую и слегка мистическую, но в целом симпатичную и приятную картину. Премьера «Лулу», кстати, состоялась на Каннском фестивале, в программе «Особый взгляд».
Майкл Крайтон – Западный мир
А вот классик американской фантастики Майкл Крайтон, автор, среди прочего, литературной основы «Парка Юрского периода», вполне успешно совмещал карьеру писателя-фантаста и режиссера. Дебютировав на телевидении фильмом «Погоня», Крайтон затем двинулся и в большое кино, где снял по собственному сценарию (именно сценарию, отметим, а не существовавшей до этого книге) «Западный мир», мрачноватую фантастическую историю про робота, выходящего из-под контроля в парке развлечений.
«Западный мир» был очень тепло принят и публикой, и критикой, и с тех пор приобрел статус классического фильма для американской фантастики 70-х. Крайтон после этого спокойно поставил ещё пять картин.