Главная
>
Статьи
>
«Дом странных детей», Ренсом Риггз

«Дом странных детей», Ренсом Риггз

22.01.2013
5

«Клуб семейного досуга», Харьков, 2012. — 432 стр. Тираж — 10 000 экз.

Американский писатель Р. Риггз совершил буквально следующее — взял у коллекционеров-антикваров целую охапку чудаковатых винтажных фотографий, выбрал из них четыре десятка наиболее странных, а потом написал под это дело немаленькую мистическую историю для детей и юношества. Желание накрыть одним снарядом побольше мирных жителей привело к ожидаемым последствиям — классическая «dark-mystery-story», то бишь, выстроенная вокруг некой темной тайны сказка, превращается сначала в повесть о проблемах взросления и взаимоотношений отцов и детей, а после срывается в сумбурный, полный стандартных кинематографических уловок боевик сценарного типа. Однако в промежутках между этими диковатыми метаморфозами книгу вполне можно и читать, и разглядывать, наслаждаясь (если это слово тут уместно) собственными жутковатыми фантазиями, порождаемыми древними потертыми фотокарточками.

Посудите сами: престарелый дедушка главного героя, все детство изводивший его историями о чудовищах и волшебных островах, погибает при леденящих душу обстоятельствах, разумеется, оставляя юному внуку таинственное послание. «Времени больше нет, — прошептал он. Затем поднял голову с земли и, дрожа от усилия, выдохнул мне в ухо: — Найди птицу. В петле. По ту сторону от могилы старика. Третье сентября сорокового года. — Я кивнул, но он видел, что я не понимаю. — Эмерсон. Письмо... — собрав последние силы, прошептал он. — Расскажи им о том, что со мной случилось, Якоб». Счастливо пережив серию визитов к спешно нанятому родителями психиатру, мальчик вместе со своим папашей отправляется на полудикий остров у берегов Уэльса, населенный пьяными пастухами и тысячами галдящих птиц. Там, в заброшенном детском приюте он обнаруживает целую колонию «странных детей» — тех самых девочек с двумя отражениями и невидимых мальчиков, которые были запечатлены на снимках из дедовского архива. Дальше будет и подростковая любовь, и твари с растущими изо рта тентаклями щупальцами, и обязательный феномен Избранного, и долгие объяснения с отцом, который внезапно обнаружит, что его собственный родитель никогда не был с ним откровенен — и так далее, и тому подобное.

Пишет Риггз простенько, но на удивление неплохо, не чураясь ни сдержанной иронии, ни недолгих, но емких экскурсов в душу своего героя, ни компактных стилистических красивостей, вроде «пока мы подъезжали к поселку, где жил дедушка, небо приобрело цвет свежего кровоподтека». В какой-то момент начинаешь прикидывать — а ну как это был бы не мистический, а вполне себе основательный психологический роман о том, как детское сознание причудливо окрашивает зловещую реальность в цвета своего воображения? Благо все основания для этого имеются — немногословный, намеренно дистанцировавшийся от своих родственников дедушка мальчика пережил бегство из оккупированной нацистами Польши, вынужденное заточение в детском доме, эмиграцию в депрессивную Америку; может быть, все его чудеса — это действительно грубоватые аллегории на события суровой жизни?

Но нет — никаких прозаических откровений не будет; взамен ожидайте боевую фантастику, временные петли, разгадку тайны Тунгусского метеорита и целую банду наделенных паранормальными способностями сверхдетей, а заодно — новую порцию фотографий с приложенным к ним текстом, которая должна вкусить типографской краски уже в нынешнем году.

Рекомендуем почитать