В ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Дженнифер Эль, Кайл Чендлер, Харольд Перинно, Эдгар Рамирес, Марк Стронг, Марк Дюпласс, Джоэл Эдгертон, Крис Прэтт, Джеймс Гандольфини
Продолжительность — 157 мин
Вот она, настоящая последовательность — в финале предыдущего фильма Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» звучала песня, в которой вокалист Эл Юргенсен вопрошал: «Где Бен Ладен?» И вот, пожалуйста, следующий фильм Бигелоу, «Цель номер один» — обстоятельный и пробирающий порой до костей рассказ о том, как Америка искала (и нашла) террориста номер один.
С 11 сентября прошло уже одиннадцать лет, но всё, что с ним связано, по-прежнему остаётся для Америки невероятно острой и болезненной темой — по крайней мере, судя по той широчайшей общественной дискуссии, что развернулась в стране вокруг «Цели номер один» в целом и изображения в фильме пыток задержанных агентами ЦРУ ради получения информации. Для того чтобы выяснить, были эти пытки на самом деле или нет (ведь президент Обама лично говорил по телевизору, что не было, момент, блистательным образом воспроизведенный в фильме), дошло до созыва специальной сенатской комиссии.
Другое дело, что постановка вопроса «было/не было» в принципе мимо авторских намерений Бигелоу. В «Цели номер один» одинаково легко разглядеть как про-американскую ура-патриотическую пропаганду, так и обличительное либералистское высказывание — но и то, и другое будет скорее персональной реакцией зрителя на острую тему, нежели сформулированным режиссерским посылом. Да, Бигелоу интересует политика, но не как та или иная идеология, которые можно поддерживать или критиковать, а как процесс, что бесконечно осуществляется на местах. Та жизнь, что происходит у, грубо говоря, политической пехоты на поле боя — просто в этот раз таким полем выступает не настоящая земля оккупированного Ирака, как в «Повелителе бури», а бесконечные коридоры, дворики и комнаты допроса разбросанных по всему миру одинаковых отделений разведки.
Выдержанный все свои неполные три часа в интонации тихого угрюмого пульсирования, временами усиливающегося до натурального барабанного боя в висках, фильм Бигелоу рисует разведслужбу довольно монотонным и очень одиноким занятием — прорывов и триумфов в нём случается куда меньше, чем тупиков и зацепок, ведущих в никуда. С поправкой на тематику, «Цель номер один» выглядит этаким ответом (или вернее было бы сказать компаньоном) финчеровскому «Зодиаку» — и не только потому, что в обоих фильмах грамотно и с холодной головой развеивается романтический ореол всяческой розыскной или следовательской работы. И здесь, и там мы видим, как талантливейший режиссер, прежде часто склонный к драматичным и эффектным жестам и способный запросто разогнать зрительский пульс невероятно ударными сценами, принимается говорить тише, суше и чётче — и этот новый разговор в результате становится серьёзней и важней всех предыдущих.
«Цель» замечательным образом работает на очень точно подловленных деталях. Одиноко мигает лампочками новогодняя ёлка, совершенно чуждая в очередной столовке очередной военной базы где-то в Афганистане; оперативница, вернувшаяся на конспиративную квартиру, устало разматывает хиджаб, под которым у неё обычные кеды; будничная попытка пойти поужинать вместе с коллегами, чтобы потрепаться о работе хотя бы не в опостылевших военных коридорах, венчается очередным терактом. Эта история не только о том, как долго искали самого опасного террориста, она ещё и том, как эти поиски потихоньку стачивают самих людей, посвятивших свои жизни такой работе.
То есть, решать сюжет о важнейшей охоте на человека за всю историю, как указано на афишах «Цели номер один», в качестве производственной драмы — наверное, не самое неожиданное в мире решение. Но вот так схватившись за неподъемную историю колоссальных размеров и множества опасных острых углов и элегантно совместив её с простой и максимально понятной человеческой историей о том, как герой горит на работе, Кэтрин Бигелоу сделала в процессе один из самых сильных и доходчивых политических триллеров последнего времени. Да, сегодня на церемонии вручения «Оскар» её фильму «Цель номер один» практически ничего не досталась (одна победа из пяти номинаций, да и та за монтаж звука) — но есть подозрение, что и много лет спустя этот фильм будет казаться настолько же важным, насколько кажется прямо сейчас.
Вердикт — актуальный политический триллер — тихий, угрожающий, страшный, подчеркнуто отказывающийся вставать на чью-то сторону, грандиозный