Две тысячи тринадцатый и правда сказочно богат на возвращения героев прошлого — и не только из числа больших артистов. Вот, например, вернулись Crime and the City Solution, подпольные пост-панковские герои второй половины 80-х, выпустившие новый альбом — после 23-хлетнего молчания.
Crime and the City Solution — дело всей жизни австралийского певца и поэта Саймона Бонни, земляка, ровесника и единомышленника Ника Кейва. Группа Бонни впервые сформировалась тогда же и там же, когда и кейвовские The Birthday Party, в конце 70-х в Австралии — правда, процесс далеко не сразу пошёл так же успешно и гладко, как у Кейва. Не сумев запустить группу в Австралии, Бонни переехал в Лондон, но и там не сложилось — дело пошло только в 1985-м году в Берлине, когда в Crime and the City Solution влился правая рука Кейва Мик Харви, деливший следующие пять лет время между The Bad Seeds и группой Бонни.
С 85-го по 90-й год Crime and the City Solution выпустили пять пластинок разреженных, монохромных пост-панк-блюзов, исполненных трагической и мрачной красоты. За это время в составе успело побывать немало интересных персонажей — Роланд Ховард, гитарист The Birthday Party, Александр Хаке, басист и гитарист немецких индустриальных экспериментаторов Einstuerzende Neubauten, скрипачка Бронвин Адамс, ударник Эпик Саундтрекс, игравший в Swell Maps и These Immortal Souls. Альбомы были хорошие, но не сказать, что слишком успешные — впрочем, зато их полюбил Вим Вендерс, успевший увековечить группу на пике её трагической ломкости в своём великом фильме «Небо над Берлином».
И вот на дворе 2013-й год — и внезапно новый альбом Crime and the City Solution, а вместе с ним, как водится, и новое место прописки (в этот раз внезапно Детройт), и новый, довольно неожиданный состав. В помощь вернувшимся Бонни, Хаке и Адамс — Джим Уайт, барабанщик чудесных пост-роковых австралийских инструменталистов Dirty Three, игравший также с Пи Джей Харви и Cat Power; Трой Грегори, басист, переигравший с половиной героев независимого мрачного рока, от Spiritualized до Swans; Мэттью Смит, клавишник, не замеченный ни в чём особенном, и, конечно, Дэвид Юджин Эдвардс, рыжебородый американский дядька с сумрачным взглядом, наделавший в своё время немалого праведного шума в составе ведомых им кантри-рок-проектов 16 Horsepower и Woven Hand.
При таком изобилии участников в новой музыке Crime and the City Soultion кипит несколько непривычное для этого коллектива изобилие деталей. Там, где раньше группа отделывалась совсем уж схематичными, скелетными практически аранжировочными структурами, теперь полнится и бурлит сочный и живой гитарный рок, в равной степени настоянный на пост-панке и блюзе — с клавишными, скрипками, периодически духовыми, слайд-гитарами и по Silver Mt Zion’овски обильно вступающим хором, составленным из всех участников разом. Даже в самой простодушной здешней песне, слегка запинающейся кейвовской (образца примерно «Tender Prey») балладе «Between Good and Evil» можно расслышать наравне с задумчивым салунным фортепиано минимум три гитары. А уж в громких номерах C&tCS используют свои коллективные возможности на полную — в «Riven Man» они творят панорамный блюз-рок для самого расторможенного вестерна на свете, а в «My Love Takes Me There» искусно чередуют эпическую пустынную романтику, положенную на маршевые барабаны, с приступами чистого гитарного шума.
Впрочем, старые минималистичные привычки тоже порой приносят группе прекрасные дивиденды — так, сделанная по старым лекалам томительная пост-панк-мантра «The Colonel» озвучена такой осколочной гитарой, что щемит сердце. Однако круче всего выходит, когда Crime and the City Solution находят компромисс между прежним отрешенным минимализмом и новообретённой инструментальной и коллективной мощью. «American Twilight» венчается двумя довольно удивительными примерами подобного — праведным госпел-панком титульного трека, в котором C&TCS будто подключаются к той же сырой детройтской энергии, заставившей когда-то местных ребят из MC5 и The Stooges разогнать свои блюзы до бешеных скоростей, и широкоэкранной элегией «Streets of West Memphis», которая пять минут неспешно проходит путь от меланхоличной баллады до штормового финала до неба во все восемь коллективных глоток. Через 23 года, за которые все и думать о них забыли, Crime and the City Solution вернулись обновленными, страстными, злыми и полными сокрушительной живой энергии. Кажется, «American Twilight» — далеко не последнее, что этому коллективу есть нам сказать.