Эксмо, Москва, 2013. — 352 стр. Тираж — 45 100 экз.
Все ли помнят времена, когда молодой автор со звучной фамилией, дерзко перепевший на свой лад Песнь толкиеновской Арды, шествовал в авангарде отечественной фантастики? А как зачитывались его романом «Гибель богов», написанным так увлекательно, что откровенные переклички с признанными мэтрами не мешали удовольствию? А как ждали очередную книжку из упоительно долгого цикла «Война мага» — помните? И как плевались и костерили уже состоявшегося писателя за запутанную и в целом бестолковую развязку этой саги? Но нет — наверняка в памяти лучше всего закрепилось сочувственно-презрительное «исписался...», сорвавшееся с ваших губ в тот момент, когда пришло осознание: потраченные на последние опусы Перумова деньги были просто выброшены на ветер.
Теперь же Ник Перумов — человек, которому невдомек, что существует бритва Оккама, а также автор, давно превратившийся в бренд для целой фабрики графоманов — взялся за старое. «Старое» — это фантастическая вселенная, которая некогда приглянулась тысячам его поклонников: бескрайнее Упорядоченное с правящими там Новыми Богами. В этом волшебном мире магия действует с титаническим размахом, военные конфликты предполагают гекатомбы жертв и тонны испорченного колдовского оружия, все наличествующие разумные сущности плетут многослойные интриги, победа одерживается исключительно «из последних сил», за которыми следуют «совсем уж последние силы», «теперь уж точно последние силы» и так далее. Речь об эпическом фэнтези в собственном соку, разделенном (исключительно из коммерческих соображений) на некоторое количество славно прожаренных литературных стейков. Не так давно свет увидела «Гибель богов-2» (пока что два тома...), оставившая стойкое ощущение того, что роман отстукивали жадные пальчики подневольных негров.
Удивительно — и в противном случае эту рецензию вообще писать не имело бы смысла — но «Тысяча лет Хрофта» содержит отголоски того, за что мы так любили раннего Перумова. Поскольку хронологические и космологические основы Упорядоченного были заложены много лет назад, еще до пленения авторского мира многоголовой гидрой посторонних смыслов, писатель, работая над приквелом к оригинальной истории, был вынужден втискивать свою фантазию в узкие сюжетные рамки, да еще и как-то вкраплять в текст красочные фрагменты скандинавской мифологии. Работа с чужим материалом привычно дается фантасту лучше, нежели чем с персональными измышлениями: круг героев ограничен, их мотивации понятны, а сюжетные линии устойчивы; по крайней мере, нет страха того, что за горизонтом они оборвутся в неизвестности. В романе, который посвящен истории свержения Древних богов, есть и масштабные батальные полотна, и удачно адаптированная к художественным реалиям эсхатология; однако важнее всего то, что в нем чувствуется настоящая приключенческая фактура, напрочь отсутствовавшая в недавней, исключительно дикой перумовской мешанине.
Одно «но», правда, все равно остается. Трудиться над этой книгой Перумов начал еще в пору своего золотоносного шествия по городам и селам. Сколько в саге о злоключениях Старого Хрофта (пока что один том...) от наработок, а сколько — от нынешнего автора?