Главная
>
Статьи
>
«Побочные эффекты» («Side Effects»), Вуди Аллен

«Побочные эффекты» («Side Effects»), Вуди Аллен

02.07.2013
32

Астрель, Corpus, Москва, 2013 — 256 стр. Тираж — 3 500 экз.

Может быть, и существуют где-то люди, которые на период летних отпусков возводят между собой и миром величественную стену из книжек за авторством мэтров мировой литературы: мол, некогда было читать в течение года, а сейчас уж оторвусь! Однако, на мой скромный взгляд, с наступлением июля услаждать мозг интеллектуальными лакомствами становится дурным тоном. Среди прочего необременительного чтения — недавно изданный сборник рассказов знаменитого кинорежиссера и комика Вуди Аллена.

Разумеется, с большинством коротеньких новелл из «Побочных эффектов» поклонники творчества этого гадкого еврейского ребенка (с кучей «Оскаров» в загашнике) уже знакомы — они наличествовали, например, в «Шутках Господа», выпущенных в нашей стране лет семь-восемь назад. «Книга создана по образцу оригинального издания 1980 года и содержит именно те рассказы, которые были в него включены», — утверждают издатели, но нам от их слов ни холодно, ни жарко, поскольку биография режиссера не прилагается, а единственный, пожалуй, смысл в публикации аутентичного сборника — это наблюдение за тем, как какие-то жизненные сюжеты отпечатывались в сюжетах художественных. Аллен — на редкость аморальный персонаж, что известно каждому, кто мало-мальски знаком с его судьбой; бабник, скандалист, лицемер, мизантроп и неврастеник, а в придачу еще и человек, ставший собственным зятем после растления приемной дочери гражданской жены и последующей на ней женитьбы. Все эти характеристики отчетливо наблюдаются не только в его кинематографических опусах, но и в литературных — начиная с хохм вроде: «Нудельман все время размышлял о своих будущих похоронах и однажды признался: «Знаешь, по мне, конечно, лучше кремация, чем погребение, не говорю уж, чем выходные с миссис Нудельман» и заканчивая предвосхищением собственного будущего в рассказе «Кара», где герой становится любовником своей юной падчерицы.

«Наиболее частый вопрос в связи с НЛО: если тарелки прилетели из космоса, почему экипаж не попытается вступить с нами в контакт, вместо того чтобы с таинственным видом мотаться вдали от населенных пунктов? На этот счет у меня есть собственная теория. Я вполне допускаю, что нам предлагают способ общения, принятый в других галактиках. Я и сам как-то мотался за одной студенткой театрального училища, и эти полгода были лучшими в моей жизни. А кроме того, не следует забывать, что, говоря о жизни на других планетах, мы обычно подразумеваем аминокислотные организмы, а они в принципе не очень-то общительны, даже на вечеринках».

Позитивная проблема заключается в том, что Аллен — еще и умник, хотя сложность и интеллектуальность его весьма однообразных шуток принято переоценивать. Юмор автора, в приложении, например, к российским реалиям — это типичный stand-up comedy для людей с высшим (в том числе, и неоконченным) гуманитарным образованием: очаровательное наслоение пародий, едкой культуртрегерской сатиры, гротеска и классической обывательской пошлости; это ни в коей мере не изящные абсурдистские сочинения условного Дугласа Адамса или социокультурные новеллы О. Генри. Выстраивая свои фарсовые конструкции, как декорации в съемочных павильонах, и используя в качестве материала одни и те же характеры и одни и те же сюжетные коллизии, Аллен преследует только две цели: сугубо эстетическую и полемическую. С первой все ясно («не так давно Ф. застигли в копировальной, когда он копировал походку цапли»), и претензий к ней быть не может — простосочиненные лаконичные шутки, которые вряд ли наскучат даже ко второму десятку рассказов. Вторая же способна вызвать резкое неприятие, поскольку автор крайне настойчив в своих попытках опровергнуть все морально-философские истины, какие только попадутся ему на пути. Он не нарушает табу, а откровенно, исключительно из хулиганских побуждений, насмехается над ценностями семьи, морали, общественной справедливости, искусства, над какими-то культурными традициями, включая исконно американские. И все это — с наивностью ребенка: воспитанного, но насквозь испорченного.

«В полицейском участке Клоке клялся в своей невиновности, но ему сообщили, что в квартире Бриссо и на брошенном пистолете найдены многочисленные отпечатки его пальцев. И конечно, зря он, когда влез в окно, оставил запись в книге гостей. Все ясно. Спорить бессмысленно. Ему крышка. Следствие завершилось, едва начавшись. Начался суд не суд, а сущий цирк, хотя и возникли трудности при доставке слонов в зал заседаний. Клоке признали виновным и приговорили к гильотине. Адвокат подал прошение о помиловании. Прошение отклонили из-за несоблюдения формальностей: стало известно, что адвокат подавал его, наклеив фальшивые усы».

Рекомендуем почитать