Режиссёр — Скотт Уокер
В ролях: Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Ванесса Хадженс, Рада Митчелл, Кевин Данн, Кёртис «50 Cent» Джексон, Дин Норрис
Продолжительность — 105 мин
Маньяк, полицейский, мёртвые девушки — тысяча и один фильм про это уже был снят, тысячу и один фильм про это ещё снимут, и фильму «Мёрзлая земля», который про всё это же самое, хоть как-то выделиться в этом бесконечном ряду не светит никак.
«Мёрзлой земле» инстинктивно хочется немножко посочувствовать — она же, наверное, не виновата, что будто бы заблудилась во времени. Действие её происходит тридцать лет назад, но снята она будто бы в конце 90-х, как раз в тот момент, когда предложение в разделе мрачных триллеров про маньяков начало потихоньку превышать спрос. В принципе, те же пятнадцать лет назад и Кейдж, и Кьюсак уже вполне могли сыграть свои здешние роли — тогда, правда, их участие автоматически придало бы фильму уровень чуть большего события, чем это получается сейчас.
В основе фильма — вроде бы реальная история реального маньяка, действовавшего на Аляске в 70-х. «Земля» заканчивается степенными титрами о том, что с кем из героев фильма произошло, и благонамеренным посвящением всем реальным жертвам, с демонстрацией фотокарточек. Хорошего фильма, впрочем, из одних благих намерений и реальной истории не сделаешь — и режиссёр-дебютант с невероятно льстящим ему именем Скотт Уокер вроде бы это понимает. Он пытается дать в сюжете сценарной полифонии, концентрируясь не только на копе или маньяке, но и на судьбе юной проститутки, которой однажды удалось ускользнуть от маньяка. Он подшивает к делу величественные виды Аляски и озвучивает всё эпическими вздрагивающими скрипками, точь-в-точь как у Финчера в великом фильме «Семь».
Другое дело, что его попытки сюжетной полифонии всё время упираются в полное отсутствие фантазии. Каждый из параллельных сюжетов разыгрывается строго клишированным способом — копа на пороге перевода не видят дома, у маньяка идеальное фасадное существование, но неприятно поджатый рот, девушка-беглянка покинула дом, спасаясь от домогательств, и теперь физически не в состоянии поверить в то, что о ней кто-то способен искренне заботиться. К тому же, собирая свой фильм наподобие доктора Франкенштейна из кусков чужой кинематографической плоти, режиссер Уокер напрочь забывает о самом важном — что как только дошил последний шов, получившееся необходимо срочно прошить живительной молнией вдохновения и таланта.
«Мёрзлая земля» так и не оживает — в результате она сама напоминает один из тех трупов, что периодически находят её герои. Лица не осталось, кости вмёрзли в почву — судя по курточке, когда-то это, возможно, была красивая девушка. Полицейские в фильме, глядя на такое, обычно какое-то время грустно думают о чём-то туманном, потом жмут плечами и бредут работать и жить дальше. Нам с «Мёрзлой землёй», видимо, стоит поступить схожим образом.
Вердикт — триллер про маньяка и убийства, абсолютно, клинически безжизненный
Сергей Мезенов