Режиссёр — Нилл Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Коупли, Алис Брага, Диего Луна, Вагнер Мура, Уильям Фихтнер
Продолжительность — 109 мин
После «Района № 9» «Элизиум», новый фильм режиссёра Нилла Бломкампа, многие, уверен, ждали с огромным интересом. На вопрос «с чего это?» «Элизиум», в принципе, отвечает — но не до конца.
«Район» давал повод надеяться, что в хоре мировых любителей киношной фантастики зазвучал вдруг новый, на удивление сильный голос. «Элизиум» такое подозрение не особенно опровергает — это размашистая, напичканная многочисленными деталями фантастическая картина, которая при этом не гнушается прямо в лоб ставить серьёзные вопросы касательно человеческого существования. В «Районе» Бломкамп, уроженец ЮАР, выходил на расовые вопросы, «Элизиум» с неожиданной лёгкостью замахивается сразу на экологию, здравоохранение и расслоение классов. Причём Бломкампу удивительно ловко удаётся совмещать пятиминутку политинформации с боевыми действиями — «Элизиум», как и «Район», в определенный момент выходит на крейсерскую скорость и дальше уже прёт напролом, только держись.
Да, в «Элизиуме» полный порядок с большими идеями, общей динамикой и мелкой жанровой моторикой, на которой зачастую и держится обаяние любой фантастики — разбирать придуманный Бломкампом мир на запчасти и правда чертовски увлекательно. Где «Элизиум» неожиданно серьёзно проваливается, так это в плане героев.
Бломкамп и в «Районе № 9» в принципе особо с ними не церемонился, но там трансформация героя из циничного клерка в невольного защитника угнетённых всё равно выглядела одновременно очень болезненной и абсолютно достоверной. В «Элизиуме» же он без лишних разговоров ставит своего героя в такую ситуацию, в которой необходимость активных действий становится не выбором, а тупой необходимостью, вопросом жизни и смерти. Выживание — лучшая мотивация, это верно, но в то же время, формулируя вопрос таким образом, Бломкамп собственноручно съедает значительную часть человечности своего героя.
В финале Дэймон, конечно, примет героическое судьбоносное решение, но большую часть пути к нему он смотрится не активным героем, а жертвой роковых обстоятельств, которые постепенно становятся всё хуже и хуже. То есть, в этом видится этакая роспись в собственном авторском бессилии — не будучи в состоянии придумать для своего творения нормальную мотивацию, Бломкамп загоняет его в угол и отрезает все пути к отступлению, что как минимум не очень честно. Не помогает и то, что со стороны зла Дэймону противостоят сплошь картонные карикатуры. Что министр Джоди Фостер с коварными замыслами, что агент-психопат Шарлто Коупли движимы как будто исключительно чистой зловредностью — объяснить многие их решения чем-то иным, доступным человеческому пониманию, получается не всегда.
Отсюда мораль, всем будущим фантастам на заметку — человеческий фактор чертовски сложная штука, и даже великолепно созданный мир не будет стоит ни гроша, если не заселить его человеческими существами, похожими на настоящих. Впрочем, чего там — коли в «Элизиуме» выясняется, что руки Бломкампа несколько короче, чем его собственный замах, мы будем последними, кто скажет, что это весомый повод перестать так замахиваться.
Вердикт — амбициозный и довольно мощный фантастический фильм, амбиции которого превосходят его возможности