Учитесь презентовать пластинки — кто-то даёт концерт в клубе, кто-то снимает клипы, а «Мумий Тролль» устраивают в родном Владивостоке трёхдневный международный музыкальный фестиваль, кульминацией которого становится выступление с материалом альбома «SOS матросу». Тут, впрочем, можно фыркнуть — по-настоящему хорошей пластинке не нужны никакие фейерверки вокруг неё, чтобы найти своего слушателя. И с «SOS матросу», кажется, тот случай, что в ответ на такое заявление группа «Мумий Тролль» могла бы, если хотела бы быть честной с собой и со своими слушателями до конца, немного сконфузиться.
Два своих последних студийных альбома («Амба» и «8»; «Vladivostok» считать не будем, поскольку на нём они просто перезаписали свои старые песни по-английски) «Мумий Тролль» посвятили такому прозрачному гитарному року на четверых. Казалось, что по достижении зрелого возраста квартет понял, что самое главное всегда делается максимально просто — мол, вот гитара, вот бас, вот барабаны, вот голос, а больше ничего и не нужно. Такой подход им на диво шёл — правда, на «SOS матросу» группа опять бодро разворачивается в обратном направлении. Вместо лаконичной строгости звуковых конструкций — яркие цвета, психоделические звуковые эффекты, миллион звуковых деталек и финтифлюшек, натолканных в эти вещицы до отказа. Ни одна песня не обходится без обильных пиликающих синтезаторов и драм-машинок, всплывает то дурашливый синти-поп («Федорино горе», «Десерты» с непередаваемым сочетанием в буквальном смысле слова бормочущего баса и Лагутенко, изображающего икоту), то старорежимное диско, озвученное звонкой гитарой («Брат три», «Акулы или паука»).
Не то, чтобы это было обязательно плохо — «Космический десантник», хоть и отсылает к нескольким разным периодам творчества Боуи разом, но всё равно роскошен своей широкоэкранной красотой, а заглавный трек угорело летит прямиком в закат верхом на простейшей, но странно неотразимой басовой партии (плюс эти внезапные «ку-ку, ку-ку, ку-ку» страшно умиляют, даже на таких скоростях). Просто это как в кино — есть строгий, лаконичный, атмосферный и филигранно выверенный с композиционной точки зрения чёрно-белый нуар, а есть живописное до одури, кричащее всеми цветами радуги, битком набитое событиями и героями заполошное индийское кино. Нельзя сказать, что какое-то одно культурное явление из этой пары было по умолчанию лучше, умнее и краше другого, нет. Просто к одному из них куда проще проникаться искренним уважением и восхищением — а от другого с куда большей вероятностью быстрее укачает.