Главная
>
Статьи
>
Хоббит: Пустошь Смауга / The Hobbit: Desolation of Smaug

Хоббит: Пустошь Смауга / The Hobbit: Desolation of Smaug

20.12.2013
15

Режиссёр — Питер Джексон

В ролях: Мартин Фримен, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Кен Стотт, Айдан Тёрнер, Джеймс Несбитт, Орландо Блум, Эванджелин Лилли, Ли Пэйс, Люк Эванс, Стивен Фрай

Продолжительность — 161 мин.

Традиционное зимнее развлечение — ходить в Средиземье за драконами, мечами, волшебными схватками и невероятными приключениями. В прошлом году мы пускались в «Нежданное путешествие», в этом любуемся на «Пустошь Смауга».

В отличие от «Властелина колец», «Хоббит» — не трилогия, а одна общая история, механически расчленённая натрое. Поэтому середина, то бишь как раз наша «Пустошь Смауга», с драматической точки зрения в наиболее уязвимом положении — все завязки завязались в прошлом выпуске, а развязываться всё будет только в следующем; здесь-то тогда что делать? Но Джексон недавно признался в интервью, что ему самому как раз средние части нравятся больше всего — мол, когда не нужно отвлекаться на важные узловые точки всей истории, остаётся больше свободы для организации всего остального. В принципе, «Две крепости» действительно были самым дельным и захватывающим выпуском «Властелина колец»; с «Пустошью Смауга» происходит примерно так же. Это бодрое и увлекательное кино — насколько, конечно, может быть таковым кино без начала и конца. По крайней мере, оно точно бодрее и увлекательнее пасторально-размеренного «Нежданного путешествия».

Понятно, что «Хоббит» окончательно превращается в сериал — в фильме нет ни одного собственного конфликта, который зарождался бы и решался исключительно в его сташестидесятиминутных рамках. Наоборот — все новые конфликты, которые здесь появляются, очень сериально повисают в финале в воздухе, намекая на то, что в продолжении будет ещё интереснее. Некоторые из этих конфликтов, кстати, будут новыми даже для верных читателей Толкиена — Джексон не только вводит в «Хоббита» отсутствовавшего там Леголаса, но и даёт ему в пару полностью вымышленную лесную эльфийку Тауриэль, в комплекте с внезапным любовным треугольником. Романтика Джексону даётся довольно неуклюже, но вот за то, что в кино есть Эванджелин Лили, действительно большое спасибо. Её бесстрашная рыжая воительница настолько отлично разбавляет ансамбль бородатых и лохматых мужиков, что к середине уже начинаешь думать, что был бы не против посмотреть кино, в котором она бы просто молчала и смотрела, желательно тоже часа примерно на три.

К вопросу о неуклюжести — переходя от одного приключения к следующему, «Пустошь Смауга» движется довольно неаккуратно, с припадочными урывками. Особенно это касается той части, где Джексон решает разделить свой отряд на несколько самостоятельных групп, и затем между ними переключается — каждый раз возникает ощущение, что точку зрения фильм меняет, будто бы в последний момент спохватившись: ах ты чёрт, у меня же там два эльфа ещё лесом идут, надо их куда-то воткнуть. Плюс цепочка разных приключений выглядит довольно разношёрстно — при встрече с пауками в Лихолесье начинается мрачноватый фэнтези-ужастик, а позже в городе у озера герои попадают в какой-то политически-революционный триллер с внезапными комическими обертонами. Их в основном обеспечивает Стивен Фрай в роли местного бургомистра — невозможно, конечно, не радоваться Фраю, как родному, но вот что он делает в «Пустоши Смауга», и почему он делает это именно так, реально не очень понятно.

К тому же Джексона, как всегда, немного подводит собственная вседозволенность — он, кажется, решительно не понимает, что такое понятие, как «слишком много хорошего» всё же существует на свете. Вот он ставит сцену с побегом гномов в бочках по реке — остроумную, захватывающую, виртуозно исполненную; и восторженно растягивает её на бесконечные минут двадцать, не замечая, что на таких дистанциях бесконечное уничтожение Леголасом орков в стремительном боевом балете начинает выглядеть немножко комически. Или вот кульминация фильма, встреча Бильбо с драконом Смаугом — отличная, напряженная, неожиданная. (Ещё одно пополнение копилки воображаемых фильмов — разговорное психологическое кино в духе Бергмана, состоящее только из диалогов хоббита и дракона). Но вся следующая за ним беготня по гномским катакомбам опять размазана чересчур щедро — просто устаёшь уже хватать ртом воздух от бесконечного нагромождения опасностей.

Но всё же, всё же — при всех этих замечаниях два часа сорок одна минута «Пустоши Смауга» проходят, может быть, не на одном дыхании, но на двух-трёх максимум. Нет, Джексон не нашёл здесь убедительного драматургического и интонационного ответа на вопрос о том, зачем всё это было во второй раз нужно — но по крайней мере в этом выпуске знакомый репертуар он отбивает так, будто и правда искренне за него болеет. Ну, что — поверим.

Вердикт — середина очередного бесконечного эпоса, пободрей и поэнергичней начала

Рекомендуем почитать