Главная
>
Статьи
>
«Охотники за сокровищами»: Клуни, проснись!

«Охотники за сокровищами»: Клуни, проснись!

21.02.2014
18

Режиссёр — Джордж Клуни

В ролях: Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Кейт Бланшетт, Джон Гудман, Билл Мюррей, Боб Балабан, Жан Дюжарден, Хью Бонневилл, Димитри Леонадис

Продолжительность — 118 мин.

В «Охотниках за сокровищами» Джордж Клуни идёт на войну спасать шедевры мирового искусства — должно быть круто, хотя бы потому, что Клуни из тех людей, кто практически любое дело может сделать небрежно крутым. Но в этот раз что-то фундаментальное не сработало — получается как угодно, но не круто.

В основе «Охотников» — довольно грандиозная история про работу специального комитета по охране памятников, мостов, зданий и произведений искусства, созданного во время Второй Мировой. Отличный замах для настоящего военного эпоса — в рамках деятельности этого комитета 350 человек из 13 разных стран несколько лет старались не допустить уничтожения памятников архитектуры и пропажи произведений искусства. Правда, в фильме действует только семь человек — пятеро американцев, англичанин и француз; и вся затея была придумана не в качестве огромной международной организации, а одним умным американским профессором (Клуни) при поддержке президента Америки Рузвельта.

Дело, впрочем, вовсе не в таком предельном упрощении действительно интересной и насыщенной реальной истории — а в том, какую интонацию выбирает Клуни, выступающий здесь не только режиссёром и исполнителем главной роли, но и продюсером и соавтором сценария, для своего кинематографического рассказа об этом. «Охотники за сокровищами», кажется, были специально заточены под довольно специфическую и неуловимую аудиторию — под тех туповатых пятиклассников, которым жизненно необходимо разъяснять абсолютно всю информацию предложениями не длиннее трёх слов, но которые при этом уже успели полистать альбом с шедеврами европейского искусства и фотографиями с фронтов Второй Мировой и даже немного заинтересоваться и тем, и другим.

Само собой, что авторских подходов к подобной титанической истории могло быть великое множество — но удивительно, что именно Клуни, человек, всегда казавшийся неразрывно связанным с трудно определимым понятием «класса», выбрал формат комического ура-патриотического выступления с понятными картинками. «Охотники» — фильм максимально широких, видимых, наверное, из космоса жестов; в нём прекраснодушные бравые американские парни разъезжают по ещё раздираемой войной Европе и рискуют жизнями ради произведений искусства, на которые большинству обычных солдат, в том числе и командующему составу, плевать.

При этом история у Клуни и его соавтора Гранта Хеслова собрана чисто механически. Быстренько прогнав свою набранную ни титрах горе-команду архитекторов, хореографов и кураторов через учёбку (вставили шутку), сценаристы забрасывают их в Европу и тут же разбивают на самостоятельные группки — от чего кино немедленно разваливается на набор не очень связанных между собой сцен, практически военных анекдотов. Один вышел во двор, а там — беглый фриц с автоматом; ну, посидели, покурили, разошлись. Другой вышел на крыльцо, а тут хоп, и стреляют — ну, побежали, поймали, а там мальчишка с винтовкой, представляете. А ещё было — вышел парень в поле покурить, на лошадь посмотреть, да и попал под огонь, ни за что, ни про что.

Хорошие актёры Мюррей и Балабан уверенно разыгрывают одними выражениями лица комическую парочку, Клуни морщит лобик и толкает проникновенно-воодушевляющие телеги, Дэймон становится носителем дурацкой продолжительной шутки про то, какой неправильный французский можно выучить в Канаде, а потом мужественно отказывает в любви ранее строгой французской кураторше, снабдившей его команду всей нужной информацией о произведениях искусства, вывезенных из Парижа. За искусство гибнут исключительно интернациональные участники команды.

Глядеть на всё это, гм, великолепие, озвученное столь же схематично-мелодраматичной или схематично-бравурной, в зависимости от требования эпизода, музыкой обычно прекрасного композитора Александра Деспла, временами по-настоящему больно. И от того, как на твоих глазах по-настоящему мощная история (вдохновившая 50 лет назад Джона Франкенхеймера на действительно могучий фильм «Поезд» с Бёртом Ланкастером — посмотрите лучше его) превращается в чёрт-те что. И от горького осознания, что подобная трансформация — не редкость для умных людей, тратящих жизнь на отстаивание правильных идеалов; когда в своём гуманистическом запале и стремлении донести свои, без сомнения, важные мысли до максимального количества людей они переходят на образность и язык совсем уж примитивного уровня и не замечают, как сильно это обесценивает их риторику. Примерно таким же образом люди, полагающие, что они знают, как нужно говорить с маленькими детьми, включают отвратительное слюнявое сюсюканье — см., например, Люк Бессон с его трилогией о минипутах.

Печально, что подобное происходит именно с Клуни, всегда казавшимся последним незыблемым бастионом настоящей, олд-скульной человеческой крутости и завидного здравомыслия. Печально, что человек, имеющий его доступ к ресурсам — вспомните ещё хотя бы одну мировую звезду, способную заставить сразу две крупные студии вложиться в сочиненный и спродюсированный самой звездой гуманистический эпос про Вторую мировую? — всемирно любимый актёр, начавший свою режиссёрскую карьеру с замечательных «Признаний опасного человека», последовательно играет на понижение.

Сначала «Мартовские иды», политический триллер про опасное закулисье политики для тех, кто не видел ни одного политического триллера. Теперь «Охотники за сокровищами», кино про войну и искусство для тех, кто не читал ничего длиннее абзаца ни про первое, ни про второе. Если это и правда сознательно прокладываемый маршрут — а глупо думать, что у человека интеллекта и таланта Клуни что-то могло получиться или не получиться случайно — то как-то страшновато предполагать, где будет следующая остановка.

Вердикт — одуряюще прямолинейная гуманистическая антивоенная агитка, пересказывающая (и перевирающая) бодро-туповатым языком плаката отличную реальную историю

Рекомендуем почитать