Режиссёр — Майк Флэнеган
В ролях: Карен Гиллан, Брентан Туэйтс, Рори Кокрейн, Кэти Сакхофф, Анализ Бассо, Гаррет Райан
Продолжительность — 104 мин.
В любом деле есть ценности преходящие и ценности вечные. Преходящие формируются под воздействием моды, общественных настроений и злободневности тех или иных тем — вечные выковались самой историей развития обсуждаемого дела. «Окулус» ориентируется на вечные ценности жанра ужасов — за что ему огромное спасибо.
Что за ценности? Да самые обычные — хорошая история, убедительные характеры, терпеливая режиссура, постепенно сгущающаяся атмосфера. В мире, где все главные деньги в жанре собирают бесконечные «Пилы» и «Паранормальные явления», всё вышеперечисленное давно не является само собой разумеющимися атрибутами популярного выступления в жанре ужасов — так что столкнуться с таким олдскульным представителем традиции, как «Окулус», становится вдвойне приятно.
История про проклятое зеркало, разрушившее счастливую семью, в общем, не то чтобы невероятно оригинальна — но режиссёр и сценарист Флэнеган (у него это второй режиссёрский опыт) подходит к этой идее вдумчиво и обстоятельно. Его главный козырь — параллельное повествование; мы видим одновременно взрослых брата и сестру, пытающихся перехитрить коварное зеркало в настоящем, и экскурс в их детскую трагедию в прошлом. Из залихватски выстроенного чередования этих временных пластов Флэнеган к третьему акту начинает высекать настоящие галлюциногенные искры, дезориентируя зрителя практически с такой же виртуозной коварностью, что и его собственное главное зло.
Обстоятельно — вообще хорошее слово применительно к «Окулусу»; вместо того, чтобы торопиться и наваливать кровавую баню, фильм предпочитает выстраивать свою историю терпеливо и понемногу. Торопыг, любящих ужастики за то, что блондинку пускают в расход обычно ещё на титрах, это кино явно раздосадует — но всех остальных людей доброй воли, приходящих не за весёлой резнёй, а за добротной атмосферой страшной сказки на ночь, постепенное нагнетание тихого ужаса в «Окулусе» только обрадует. Тем более что, когда в третьем акте фильм таки ухает в пучину потустороннего — весело погарцевав вокруг концепции «правда-неправда» почти всю первую половину — тиски сжимаются совсем по-взрослому.
Ещё одно — опять-таки довольно старомодное, кстати, достоинство «Окулуса» в том, что он играет со зрителями честно. Здесь нет ни финалов-перевёртышей, ни ложных подсказок, запутывающих следы — есть только довольно здорово прописанная и разыгранная потусторонняя история, снятая с незаметной виртуозностью. Кому-то, возможно, этого будет мало, да и пусть их — отлично сделанная простая вещь ещё никогда не мешала в хозяйстве, и «Окулус» именно таков.
Вердикт — скромный жанровый триумф — неглупый, атмосферный, страшный, интересно придуманный, достоверно разыгранный и отлично снятый честный фильм ужасов