Главная
>
Статьи
>
«Алмазная Колесница», Борис Акунин
В 2-х частях

«Алмазная Колесница», Борис Акунин
В 2-х частях

26.02.2004
1


«Идиотам просьба не беспокоиться»

Скажу сразу, от «Алмазной Колесницы» одноразовым прочтением вы не отделаетесь. Это своеобразное завещание (или завет?) писателя – выпустив в свет последнюю книгу из серии о Фандорине, он не только рассказал читателям историю превращения Эраста Петровича в эдакую японскую черепашку-ниндзя.

Он сделал много больше – дал нам своеобразное домашнее задание «на лето».

Перечитать первый том после прочтения второго - это раз (действие первой книги происходит в 1905, второй – в 1878 году).

Перечитать (ну или хотя бы повспоминать) книги о Фандорине, действие которых разворачивается после 1905 года с учетом новых данных – это два.

Перечитать (ну ладно, ладно… просто прочитать) рассказ Куприна «Штабс-капитан Рыбников» (физические характеристики главного фандоринского антагониста из первого тома и текст «почина» Акунин старательно отксерокопировал из Куприна. С ретушью, разумеется.) – это три.

Сюжет

Хоть некоторые читатели и ругаются, что сюжет «затянут» и «перетянут», все равно он выше всяких похвал.

Действо закручено не хуже, чем в голливудском фильме. Во многом эффект достигается благодаря временному «перевертышу» двухтомника. Причины и следствия меняются местами, и еще несколько дней после прочтения вас подстерегают озарения типа «Ах вот почему Изаура ушла спать в другую комнату!».

Финал непредсказуем и печален.

Но я не принадлежу к коварной категории людей, которые после прочтения детектива кричат «а убийца – садовник!» и портят все удовольствие от чтения книги.

Посему остановлюсь лишь на внешней фабуле.

В первой книге («Ловец стрекоз») читатель следит за двумя героями – Хорошим (железнодорожный чиновник Фандорин) и Плохим (японский супершпион Рыбников). Действуют они в тайне друг от друга на фоне русско-японской войны 1905 года и предреволюционной смуты.

Плохой желает взорвать железную дорогу и устроить мятеж в первопрестольной, Хороший - помешать злодейским планам.

Вторая книга («Между строк») повествует о приключениях Фандорина в Японии 1878 года, его невооруженных конфликтах с самураями и ниндзя, любви к куртизанке и прослушивании курса вербовочных лекций на тему «Убийцы и воры – буддоизбранные счастливчики. Присоединяйся!».

Структура

Структура «Ловца стрекоз» есть ни что иное, как визуализированная матрица японского стихотворения хокку.

IХокку подобно тесной оболочке, в которой заключена невидимая, неуловимая душа. Тайна спрятана в некоем пространстве между пятью слогами первой строки (она называется ками-но-ку) и семью слогами второй строки (она называется нака-но-ку), а потом меж семью слогами нака-но-ку и пятью слогами последней, третьей строки (она называется симо-но-ку).

Соответственно, в ками-но-ку пять глав (слогов), в нака-но-ку их семь, и в симо-но-ку еще пять.

В «Между строк» главы заканчиваются роскошнейшими хокку япониста Чхартишвили (это настоящая фамилия Акунина).

Они и философские

Забудь, что прочел.
Учись читать заново
. Так сказал сэнсэй.

И страшно красивые

Как иней жизни<>br На зимнем клинке смерти,
Блики на клинке.

И ироничные

Набьют синяков
Булыжники дороги.
Тяжел путь чести.

(как вам такое переложение фразеологизма «катись колбаской под горку»?)

Кроме всего прочего, в «Алмазной Колеснице» Чхартишвили дает долгожданную расшифровку своего писательского псевдонима. В японском языке это слово означает следующее:

Акунин – это злодей, но это не мелкий человек, это человек сильный. У него свои правила, которые он устанавливает для себя сам. Они не совпадают с предписаниями закона, но за свои правила акунин не пожалеет жизни, и потому он вызывает не только ненависть, но и уважение.

Вообще создается впечатление, что Акунин - в который раз - пропагандирует ЗЛО, прикрывшись маской очередного религиозного учения.

…Есть третья колесница, воссесть на нее дано лишь немногим избранным. Она называется конгодзе, Алмазная Колесница, потому что своей прочностью она подобна алмазу. Мы, «крадущиеся», - седоки Алмазной колесницы. Мчаться на ней означает жить по правилам мироздания, включая и Зло. А это все равно что жить вовсе без правил и вопреки правилам. Путь алмазной колесницы – это Путь к истине через постижение законов Зла. Это тайное учение для посвященных, которые готовы на любые жертвы ради того, чтобы найти себя.

Алмазная Колесница – Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны. Нас не может быть много, но мы должны быть, и мы всегда есть. Мы нужны миру, и Будда помнит о нас. Мы такие же его слуги, как все прочие. Мы – нож, которым Он перерезает пуповину, и ноготь, которым Он сдирает коросту с тела.

Этот факт еще раз доказывает, что гений и злодейство в одном лице совместимы.

P. S. Напоследок – небольшая памятка будущим фандориноманам.

После долгих дискуссий акунисты пришли к выводу, что не имеет значения, в каком порядке ты читаешь Акунина, - все равно тебе быть его поклонником. Но все же:

"Азазель" - конспирологический детектив. Фандорину 20 лет.
"Турецкий гамбит" - шпионский детектив. Фандорину 21 год.
"Левиафан" - герметичный детектив. Фандорину 22 года.
"Алмазная Колесница" Фандорину 22 года.
"Смерть Ахиллеса" - детектив о наемном убийце. Фандорину 26 лет.
"Пиковый валет" (в кн. "Особые поручения") - повесть о мошенниках. Фандорину 30 лет.
"Декоратор" (в кн. "Особые поручения") - повесть о маньяке. Фандорину 33 года.
"Статский советник" - политический детектив. Фандорину 35 лет.
"Коронация" - великосветский детектив. Фандорину 40 лет.
"Любовница Смерти" - декадентский детектив. Фандорину 44 года.
"Любовник Смерти" - диккенсианский детектив. Фандорину 44 года.

Анна Андерсен

Рекомендуем почитать