Собираемость взносов за капремонт в Красноярском крае к марту составила 50,9 %

В Боготоле члены комитета краевого парламента по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, представители исполнительной власти и муниципалитетов обсудили проблемы ЖКХ.

О капремонте многоквартирных домов в Красноярском крае рассказала генеральный директор соответствующего регионального фонда Нина Авдеева. Замминистра строительства и ЖКХ Елена Цитович сообщила о методиках расчета частичной компенсации платы граждан за оказание коммунальных услуг и об установлении нормативов. О предупреждении нарушений при управлении многоквартирными домами и обеспечении безопасности в зимний период, об организации муниципального жилищного контроля доложил заместитель руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля края Дмитрий Шпеньков. По вопросам планов ввода жилья в 2015 году и переселения граждан из ветхих и аварийных домов выступила замначальника отдела надзора за долевым строительством стройнадзора Елена Журбенко.

«Подобные совещания проводятся системно — весной и осенью, — подчеркнул председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко. — В жилищно-коммунальном хозяйстве в эти времена года, как правило, подводятся итоги и намечаются объемы работ на очередной сезон. А нынешнее совещание отличается еще и тем, что рассмотрены две очень большие темы. Одна из них — организация проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Надо правильно сориентировать в этом направлении органы местного самоуправления, управляющие компании, жителей — на понимание процесса, на необходимость личного участия собственников жилья в этих мероприятиях. Вторая тема не менее важна. У нас по всей стране проходит лицензирование управляющих компаний. Оно должно проверить уровень квалификации руководителей, оценить реальность общения управляющих компаний с жителями и создание благоприятных условий для работы».

Нина Авдеева напомнила, что 95% многоквартирных домов формируют сегодня фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и только 5% домов — на специальном отдельном счете. Был проведен открытый конкурс среди платежных агентов на оказание услуг по предпечатной подготовке, печати, доставке ежемесячных платежных документов. По итогам конкурса выбрано четыре организации, имеющие опыт в начислении и сборе средств. На большей территории края выиграл ОАО «Красноярскэнергосбыт»; на севере края — ФГУП «Почта России»; в Норильске — «Северный быт»; в Назарово — ООО «ЕРКЦ». В краевых и муниципальных средствах массовой информации было опубликовано более 272 материалов по этой теме. Проведено около 30 семинаров с главами муниципальных образований, руководителями ТСЖ, председателями домовых комитетов. Создан сайт с актуальной информацией для собственников. Открыта «горячая линия ЖКХ» по номеру 8-800-333-7007. В течение 2014 года call-центром обработано более 20 тысяч звонков.

Но по мнению председателя комитета по бюджету и экономической политике Андрея Самохина, этих мер еще недостаточно: «Проблематичным пока остается своевременный сбор средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, организация необходимых работ в этом направлении. Люди должны видеть, что каждый вложенный в капитальный ремонт рубль разумно потрачен».

Анализ оперативных данных показал, что на 1 марта уровень собираемости платежей в среднем по краю составил 50,9 %, в том числе по месяцам: за ноябрь 2014 года — 46,1 %; за декабрь — 57 %; за январь 2015 года — 49,5 %.

Также генеральный директор регионального фонда капремонта обратила внимание на то, что, единая квитанция, совмещенная с оплатой других жилищно-коммунальных услуг, обеспечивает наиболее высокий результат. Однако в Красноярске такой механизм вызвал большой общественный резонанс и подвергся критике. Учитывая позицию надзорных органов, «Красноярскэнергосбыт» в январе, определяя различные риски, в том числе и социальные, принял решение о разделении квитанции. Тем не менее, Нина Авдеева до сих пор убеждена, что такое разделение приведет к падению собираемости взносов на капитальный ремонт, а также увеличит временные издержки на оплату взноса. Это также приведет к росту бюджета на организацию претензионной и исковой работы. Время покажет правильность этого решения, заключили участники совещания.

Также был выявлен ряд проблем, связанных с формированием краткосрочного плана капремонта. Они возникли в связи с использованием органами местного самоуправления некорректных данных о фактическом техническом состоянии многоквартирных домов. Например, в Красноярске в 2015 году был запланирован капитальный ремонт в 52 домах. При проверке представленных данных обнаружено, что в 22 домах недавно были проведены аналогичные виды работ. Из 6 домов в Норильске 1 также недавно был отремонтирован. Практически на всех территориях краткосрочные планы были составлены некорректно, без выхода соответствующих сотрудников на объекты, что привело к включению в планы ранее отремонтированных конструктивных элементов.

«Надо чаще проводить такие совещания, — отметил заместитель председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Андрей Колесников. — С представителями министерств, главами поселений, депутатами, руководителями предприятий. На этом совещании не только обсуждались злободневные проблемы, но и доводилась информация о текущих делах в этом направлении. Многие руководители получили ответы на вопросы, которые перед ними стоят».

По мнению участников заседания, не все собственники разобрались с процедурой и реализовали выбранный способ формирования фонда капремонта в срок. Изменить его они смогут только через 2 года после принятия такого решения. Причинами стали слабый уровень законодательной подготовки собственников, недостаточная компетенция органов местного самоуправления. Жилищным кодексом РФ субъектам предоставлено право сократить срок вступления в силу решения о смене способа накопления средств. Нина Авдеева отметила, что считает возможным уменьшить его до одного года.

«Сегодня мы видим начало очередного витка под названием „реформа ЖКХ“, которую затеяли еще в середине 90-х годов, — подвел итоги заседания председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко. — Дело в том, что капремонт как таковой давно заложен в Жилищном кодексе РФ. Уже тогда он диктовал ответственность собственников жилья за обеспечение капитального ремонта домового имущества. Но не было системы, подсказывающей, как эту ответственность реализовывать. Понадобилось чуть ли не 15 лет, чтобы эта система начала претворяться в жизнь. Но когда она появилась, люди ее не поняли. Они просто не знают, что такая ответственность предусмотрена законом уже давно. Слабое знание законодательства, недостаточная информированность привели к недопониманию, в адрес руководящих органов посыпалось множество вопросов. Сейчас ситуация начинает выравниваться. Пройдет год-полтора — и мы привыкнем к новой системе, как к обычным жизненным условиям, без которых не может жить ни один из собственников в многоквартирном доме. Самое главное произойдет тогда, когда мы покажем людям результаты, то есть первые отремонтированные дома. Например, в 2015 году планируется по краю провести капремонт 118 многоквартирных домов. Мы покажем их людям, и они осознано начнут понимать, что реально участвуют в обеспечении коллективной безопасности жилого фонда».