Краевые депутаты раскритиковали новые правила оплаты услуг ЖКХ

Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного Собрания Красноярского края рассмотрел 6 марта изменение порядка оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года. В ходе обсуждения народные избранники подвергли критике позицию правительства региона и некоторых управляющих компаний.

Депутаты отметили, что с момента вступления изменений в силу к ним поступило большое количество обращений от жителей разных районов. Напомним, два месяца назад постановлением правительства РФ был установлен новый порядок оплаты ОДН.

Во-первых, общедомовые нужды из разряда коммунальных услуг были переведены в разряд жилищных, во-вторых, установлен порядок их оплаты исключительно по нормативам, а не по приборам учета.

Вице-спикер краевого парламента, председатель комитета Алексей Кулеш вкратце пояснил последствия нововведения:

«Вдруг оказалось, что огромное количество собственников жилья вынуждено платить больше, чем раньше. Причем непонятно, почему и по каким принципам это увеличение происходит. Вдруг перестали использоваться приборы учета, за которые граждане уже заплатили деньги или продолжают еще платить. Вдруг выяснилось, что им приходится оплачивать освещение подвалов и чердаков, где по факту света нет. Выяснилось, что они не вправе использовать приборы учета, которые у них действуют, потому что за это накажут управляющую компанию. Теперь расходы на электроэнергию не попадают в социальную норму, плата за электричество также увеличилась. Под экономическим ударом неожиданно оказались и домохозяйства, и управляющие компании».

Позицию краевых министерств доложил замминистра строительства и ЖКХ Евгений Афанасьев. Докладчик сообщил, что органам государственной власти субъектов федерации необходимо не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии на общедомовые нужды.

Афанасьев также пояснил, что в настоящее время у правительства края отсутствуют полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Чтобы устранить этот пробел, подготовлен проект документ о внесении соответствующих изменений в Закон «Об отдельных полномочиях правительства Красноярского края в области предоставления коммунальных услуг и снабжения коммунальными ресурсами». Также идет работа по сбору и анализу информации для расчета нормативов потребления воды, электроэнергии и прочих благ на общедомовые нужды. По словам замминистра, ситуация сложилась не очень хорошая, но министерство проводит работу. Например, состоялось два семинара по разъяснению нового порядка оплаты.

Алексей Кулеш заметил, что на этих семинарах были даны рекомендации, которые крайне сложно назвать законными:

«Они противоречат как минимум Жилищному кодексу. То есть рекомендация продолжать платить по счетчику не выдерживает никакой критики, потому что теперь это не коммунальная услуга, а жилищная. Жилищная услуга по закону может меняться не чаще чем один раз в год, а показания счетчиков каждый месяц будут разными».

Далее перед парламентариями выступили представители управляющих компаний из Железногорска и Красноярска, после которых депутаты подытожили, что требования законодательства противоречивы. По словам руководителей управляющих компаний, существует два письма Минстроя России, подписанные одним и тем же заместителем министра. В одном из них рекомендуется расчеты общедомовых нужд вести по приборам учета, но за это управляющие компании штрафует служба строительного надзора. В другом письме рекомендуется руководствоваться нормативами. Как сформулировал один из депутатов: «Вся страна не понимает, как исполнять эти нормативные акты, или каждый понимает по-своему, причем к нормативному акту издаются разъяснения — и по ним тоже прямо противоположные позиции».

Алексей Кулеш высказал мнение, что такой документ «подрывает доверие к власти, потому что он неоднозначный, кто как хочет, тот его так и применяет, и непонятно, когда это неоднозначное применение закончится». В решении комитета депутаты предложили зафиксировать, что действующее нормативное регулирование по этому вопросу не отвечает фактическому состоянию дел в отрасли, интересам граждан и управляющих компаний.

Депутат Владислав Зырянов отреагировал на один из аргументов доклада заместителя министра, заметившего, что нормативы потребления на общедомовые нужды в крае одни из самых низких в Сибирском федеральном округе:

«Мы взяли один пример с пятиэтажкой в Минусинске — сколько было в прошлом году начислено по счетчикам и сколько в этом году по нормативам: получается в 2,19 раза больше. При расчете норматива вы должны равняться не на соседей наших, а как написано в постановлении, учитывать особенности дома. По сути, сегодня у нас идет уравниловка Норильска, Минусинска, Красноярска. Это же неправильно! Нормативы надо пересматривать».

Илья Зайцев также адресовал вопрос профильному министерству: «В официальном письме вы пишете, что после внесения изменений в закон министерством будет организована работа по подготовке проекта постановления об утверждении нормативов потребления. А что мешает вам прямо сейчас начинать заниматься разработкой этого постановления, собирать руководителей управляющих компаний и с ними говорить?».

Евгений Афанасьев заверил, что работа идет: «Мы на самом деле и не ждем — мы разработали проект и направили его для согласования в органы местного самоуправления».

Однако депутат усомнился: «Я пытаюсь понять: вот письмо за подписью замминистра строительства от 28 февраля, в котором вы сообщаете, что только после принятия закона вы начнете разрабатывать методику, а сейчас вы анализируете информацию. Почему в октябре 2016 года вы не вышли с инициативой об изменении краевого закона? Вы знали, что такие изменения можно и нужно принимать. Теперь вы рассказываете, что у нас нет полномочий, чтобы утверждать эти самые методики», — обратился Зайцев к докладчику.

Депутат предложил протокольно обратиться к председателю правительства края и поставить вопрос о неэффективности работы министерства строительства и ЖКХ. Депутат Александр Бойченко поддержал инициативу коллеги и предложил обратиться к губернатору с просьбой дать оценку тем людям, которые в силу своих служебных обязанностей должны были предвидеть проблему, ставшую масштабной.

Заместитель председателя комитета Елена Пензина заметила: «Проблема дамокловым мечом прошлась и по жителям, и по управляющим компаниям», — и предложила министерству плотнее работать с управляющими компаниями, а не только с муниципалитетами. «Люди со своими бедами идут в жилищные конторы, вся информация по этой теме — о домах разной этажности, с наличием или отсутствием лифтов — уже собрана у них». Пензина также попросила обратить внимание на работу службы строительного надзора, контролирующей деятельность управляющих компаний.

Народные избранники также интересовались, когда жители края вновь начнут получать государственную поддержку, которой они лишились из-за нового порядка оплаты ОДН, а также о том, когда они смогут рассчитываться по общедомовым приборам учета, чтобы это не было нарушением с последующим наказанием управляющих компаний. Кроме того, парламентарии озвучили вопрос о том, кто и когда компенсирует людям стоимость приборов учета, если они не смогут по ним рассчитываться. Однако пояснений на все вопросы депутатов не поступило, поэтому парламентарии предложили направить им ответы в письменном виде.

Алексей Кулеш, подводя итоги заседания, пояснил:

«Мы хотим, чтобы министерство строительства и ЖКХ разработало перечень действий для нормативного урегулирования данной ситуации на территории Красноярского края. Если для этого потребуется обратиться в федеральное правительство, мы готовы эту инициативу поддержать. Если потребуется какое-то законодательное регулирование на уровне Красноярского края, мы и это поддержим. Это очень важная социальная проблема. Если бы в октябре прошлого года министерство предвидело эту ситуацию, оно уже тогда должно было обратиться в Законодательное Собрание с предложением принятия закона края, который позволял бы разрабатывать этот норматив. Сегодня это была главная претензия к министерству: за полгода ни сделано ничего, чтобы подготовиться к принятию этого норматива».

Он также добавил, что в идеале нормативное регулирование должно быть таким, чтобы люди платили по факту потребления, по счетчикам. «Это во-первых. Во-вторых, для тех домов, где отсутствуют счетчики, должны быть разработаны максимально индивидуализированные нормативы, которые учитывают и возраст дома, и материал его стен, и прилегающие к этому дому элементы благоустройства, чтобы управляющие компании не несли убытки перед ресурсоснабжающими организациями, а граждане понимали, за что они платят и какую сумму. На сегодняшний день такое понимание отсутствует и у жителей, и у управляющих компаний. Ситуация недопустимая, она продолжается уже три месяца, необходимо с этим что-то делать. До 15 марта министерство обещало нам представить будущую архитектуру решения этой проблемы, то есть необходимые для принятия правовые документы, чтобы эта система не была внутренне противоречивой».