«Почему я должен вам платить?!»
Сообщение о необходимости и порядке заключения договоров с оператором были опубликованы в указанный законом срок. Однако и сейчас, спустя почти два года, у некоторых потребителей по-прежнему возникает вопрос: «А почему я должен платить за вывоз мусора?». И обязательный аргумент: «Я договор с оператором не заключал, платить не буду!». В этом заблуждении граждан зачастую укрепляют фейковые новости в соцсетях, в которых якобы на юридической основе разъясняется, почему плату за обращение с ТКО можно не вносить. Сочинители таких «консультаций», увы, никакой ответственности не понесут, а вот человек, попавшийся на их удочку, рискует получить серьёзные неприятности.
Чтобы не столкнуться с последствиями своей «правовой наивности», нужно искать ответы на свои вопросы в нормативных документах. Это намного полезнее, чем домыслы в соцсетях — и для нервной системы, и для личного бюджета.
Ответ на вопрос «Почему я должен вам платить?» укладывается в два слова: по закону. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Жилищный кодекс РФ и прочесть пункт 1 статьи 153 «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги»:
«Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги». Поскольку обращение с ТКО относится к коммунальным услугам, оплачивать его граждане обязаны«.
«Я договор не заключал, платить не буду!»
Тот факт, что потребитель услуги не заключил договор с региональным оператором, не избавляет его от обязанности оплачивать услугу. Более того, заключить необходимый договор — это тоже обязанность потребителя. Об этом также написано в Жилищном кодексе (статья 30, часть 5):
«Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Важно знать, что региональный оператор не обязан заключать договор с каждым потребителем. Он обязан сообщить потребителю о необходимости заключить договор. Такая публикация называется «публичная оферта». С этого момента у регионального оператора появляется обязанность принимать у потребителя отходы, а у потребителя — обязанность заключить договор с оператором и оплачивать услугу. В противном случае можно накопить долги, по которым все равно придется рассчитаться. При просрочке от трёх месяцев оператор имеет право принудительно взыскать задолженность, причем уже с дополнительными расходами — пенями и судебными издержками.
«Мы сами вывозим мусор!»
И тем самым нарушаете закон. Потому что на обращение с ТКО необходима лицензия. Самостоятельно мусор ни вывозить, ни утилизировать нельзя — вновь обращаемся к ч. 5 ст. 30 ЖК РФ.
«Прописаны трое, а живу один. Не хочу за них платить!»
А придётся. Плату за обращение с ТКО начисляют по количеству собственников и прописанных на жилой площади. Однако если люди только прописаны, а фактически живут в другом месте, за них действительно можно не платить. Достаточно предоставить в организацию, которая начисляет платежи (УК, ТСЖ, Энергосбыт), документы, подтверждающие этот факт. И начисления будут делать по количеству фактических жильцов.
А вот в случае, если у потребителя в собственности несколько квартир, платить он обязан за каждую — независимо от регистрации.
«У нас изменился состав семьи, а квитанции приходят с прежней суммой!»
Значит, вы не сообщили в организацию, которая начисляет плату за обращение с ТКО, об этих изменениях. Увы, чтение мыслей на расстоянии в обязанности и возможности регионального оператора не входит. Если в семье кто-то умер (будьте здоровы, живите долго!), переехал, выписался из квартиры — нужно об этом вовремя сообщить. И точно так же следует поступить, если в квартире появился новый зарегистрированный жилец.
Не стоит слушать тех, кто настойчиво советует игнорировать платёжные документы и приводит сомнительные доводы в пользу «не платить». Ведь не им придётся потом разбираться с заблокированной картой, вынужденно отказываться от поездки в отпуск и выплачивать накопившиеся долги по решению суда.