>
>
>
«Мне это не нужно»: как правильно вернуть купленный товар?

«Мне это не нужно»: как правильно вернуть купленный товар?

08.12.2020
3

Мне продали некачественный товар — что делать?

Вернуть товар ненадлежащего качества очень просто. Все что необходимо — это принести товар и чек, подтверждающий покупку. В этом случае, согласно статье 18 «Закона о защите прав потребителей», у покупателя появляется несколько возможных вариантов на выбор:

  1. Замена на точно такой же исправный товар;
  2. Замены на такой же товар другой марки, с перерасчетом цены — возможно, потребуется доплатить, либо забрать часть ранее уплаченной суммы себе;
  3. Снижение цены — например, если сотрудники мебельного магазина повредили кресло при сборке, но само кресло покупатель решил оставить себе;
  4. Бесплатный ремонт — если покупатель сам оплатил ремонт до обращения в магазин, можно потребовать возмещения расходов;
  5. Вернуть всю сумму за товар — товар с недостатками просто возвращается продавцу, а покупатель возвращает себе все уплаченные деньги

Стоит отметить, что в случае с некачественным товаром даже отсутствие чека не является препятствием для возврата — об этом прямо говорится в той же статье 18 «Закона о защите прав потребителей». Кроме того, потребитель вправе потребовать возместить все убытки, которые он понес из-за некачественного товара: сюда входит не только вышеуказанный ремонт за свой счет, но и расходы на транспортировку, и даже вред здоровью.

Несколько важных моментов содержатся в статье 504 Гражданского кодекса. Например, если продавец отказался добровольно заменять товар, то цену заменяемого товара будет определять уже суд.

Можно поподробнее, как заменяют некачественный товар?

Об этом говорится в статье 21 «Закона о защите прав потребителей». Заменить некачественный товар продавец должен в течение недели с момента обращения покупателя. Но есть и исключительные случаи, указанные в этой же статье:

  1. Нужно провести дополнительную проверку качества товара — тогда срок увеличивается с семи дней до двадцати.
  2. У продавца на данный момент нет нужного товара — в этом случае замену нужно провести в течение месяца.
  3. Продавец и покупатель находятся в районе Крайнего Севера — замена товара произойдет в период очередной доставки в этот район.

Если для замены товара требуется более семи дней, то потребитель может потребовать у продавца предоставить ему во временное пользование на период замены аналогичный товар с такими же потребительскими свойствами. При условии, что товар не входит в специальный перечень, на который временная замена не распространяется. Например, временный автомобиль, микроволновку или электробритву покупателю никто не даст.

И так с любым товаром?

Не совсем. Многие товары по закону считаются технически сложными — сюда входят и автомобили, и цифровые фотоаппараты, и даже легкие вертолеты. Полный перечень определяет Постановление Правительства РФ N924 от 10.11.2011.

В случае с техническими сложными товарами замены можно требовать в течение 15 дней с момента, когда товар оказался у покупателя. Если 15 дней уже прошло, можно потребовать замены товара или возврата денег в следующих случаях:

  1. У товара обнаружились существенные недостатки, устранение которых влечет несоразмерные расходы.
  2. Нарушение срока гарантийного ремонта — этот срок в любом случае не может превышать 45 дней.
  3. Из-за неоднократных ремонтов товар не получается использовать на протяжении 30 дней в совокупности, в течение года.

К слову, при ремонте гарантийный срок на товар продлевается на тот период времени, в течение которого товар не использовался, пока его ремонтировали.

А бывает, что некачественный товар нельзя вернуть?

Да, если покупателю честно рассказали о недостатках товара, и он все равно решился на покупку — об этом прямо говорится в статье 18 «Закона о защите прав потребителей». В этом случае информация о царапинах, вмятинах или, скажем, стертой краске, должна быть либо записана в технической документации товара, либо указана на чеке.

Если покупатель и продавец не могут прийти к согласию, может быть проведена независимая экспертиза. Проводится она за счет продавца, но если экспертиза установит, что вины продавца нет, покупателю придется оплатить расходы на проверку, сохранность и перевозку товара. Правда, заключение эксперта можно оспорить в судебном порядке.

К слову, при обращении в суд с иском о защите прав потребителей, платить госпошлину не нужно. Да и рассматриваться такое дело может не по месту нахождения ответчика, а по месту жительства истца. Например, если житель Назарово купил бракованный планшет в Красноярске, не нужно ехать в Красноярск, чтобы судиться с магазином. Назаровский районный суд примет иск к производству и рассмотрит дело.

А можно ли вернуть качественный товар?

Да, но сделать это не так просто, как вернуть бракованную вещь. Во-первых, существует перечень товаров, вернуть которые невозможно в принципе — при условии, что товар надлежащего качества. Например, предметы личной гигиены, лекарства, мебельные гарнитуры, ювелирные изделия и многое другое.

Во-вторых, нельзя просто так вернуть технические сложные товары, о которых уже говорилось выше. Наконец, нельзя вернуть качественные продовольственные товары, если покупатель вдруг решил, что они «не подошли» — ведь заново продать частично съеденный торт, очевидно, нельзя.

Для всего остального есть статья 25 «Закона о защите прав потребителей», которая и регламентирует возврат качественного товара. Подразумевается, что покупатель возвращает качественный товар, потому что тот не подошел по размеру, фасону, расцветке. Как правило, речь идет не о возврате, а об обмене товара на другой, подходящий. Но если аналогичного товара в продаже нет — можно потребовать вернуть деньги.

Важные нюансы:

Во-первых, нужно соблюдать срок в 14 дней — ровно столько есть у потребителя на возврат качественного товара. Это одновременно и гарантия для продавца: товаром не пользовались долгое время, и его можно продать заново. В свою очередь, покупатель может подстраховаться и написать письменную претензию на возврат — если продавец не вернет товар вовремя, можно будет приложить копию претензии к исковому заявлению в суд.

Во-вторых, нужно сохранить товарный вид. Он должен не только выглядеть новым, но и иметь все заводские бирки и пломбы — поэтому не нужно срывать их, если нет абсолютной уверенности, что купленный товар полностью устраивает. На товаре не должно быть следов использования — например, подошвы обуви нужно будет тщательно помыть перед возвратом.

В-третьих, сохранить нужно еще и упаковку товара. Ее наличие необходимо для того, чтобы магазин смог продать товар повторно другому покупателю. В отличии от некачественного товара, коробку от товара надлежащего качества нужно сохранять обязательно, как и всю документацию на товар: гарантийные талоны, инструкции и тому подобное.

В-четвертых, нужно сохранить чек на товар. Чек — главное доказательство того, что товар куплен именно у этого продавца. Впрочем, допускается при отсутствии чека ссылаться и на свидетельские показания — например, если в момент покупки вместе с покупателем в магазине находился его знакомый. Другой способ доказать покупку — штрихкод на коробке от товара: по нему можно проверить, где товар был продан.

В-пятых, у товара не должно быть каких-либо дефектов. Если при получении товара продавец решит провести его экспертизу и обнаружит дефект — покупатель не только потеряет право на возврат и гарантию, но и рискует получить требование о возмещении стоимости экспертизы.

Не нужно тянуть с возвратом товара, если на то есть причины - закон в таких случаях почти всегда оказывается на стороне потребителя. А любой уважающий себя магазин скорее пойдет навстречу недовольному клиенту, чем будет упорствовать и начинать конфликт, который может повредить репутации и оттолкнуть потенциальных покупателей.

С верой в права потребителя, ваш Newslab. Фото: pixabay

Рекомендуем почитать