«Верните 100 миллиардов»
Почему пошлины вводят именно в металлургии? Правительство оправдывает это ростом цен на металлы на внутреннем рынке вслед за общемировыми ценами — вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов заявил, что металлурги должны вернуть государству 100 млрд рублей, которые они заработали благодаря повышению цен на поставках в адрес государственных капитальных вложений и гособоронзаказа.
В интервью телеканалу «Россия 24» Андрей Белоусов заявил, что такое решение обусловлено заботой о внутреннем рынке — чтобы подрядчики не отказывались от уже заключенных с государством контрактов.
«Хочу подчеркнуть, что введение пошлин — это не наказание металлургов. Они и так несут на себе большую экологическую и социальную нагрузку. Это часть защитных мер внутреннего рынка. Мы должны защитить нашего внутреннего потребителя от того, что происходит на мировом рынке. Наша экономика сейчас не готова к переносу мировых цен на внутренний рынок. Мы видим, как под давлением роста внутренних цен начинают рваться хозяйственные связи, начинаются отказы от уже заключенных контрактов. А впереди у нас контрактация на 2022-2024 годы», — сказал Андрей Белоусов.
За последний год стоимость металлопродукции в России и за границей выросла на 60 %, а по отдельным позициям — на 100 %. В правительстве РФ предполагают, что введение пошлин поможет стабилизировать цены за счет расширения предложения.
Полученные деньги планируется направить на компенсацию роста расходов на различные государственные стройки: дороги, жилье, инфраструктуру, гособоронзаказ. Впрочем, есть мнения, что всё не так просто.
Что может пойти не так
Новости о госпошлинах негативно восприняли все представители металлургической отрасли. В Красноярском крае новые пошлины ударят в первую очередь по КрАЗу, у которого и так запланированы большие расходы — предприятие уже подписало хартию по проекту «Чистый воздух», согласно которому завод обязан провести масштабную экомодернизацию.
Теперь к расходам на перестройку завода и возможным проблемам новой волны пандемии добавляется еще одна трудность. Проблемы у предприятия означают меньшие поступления в бюджет Красноярского края — ведь новые пошлины пополняют федеральную казну в Москве.
Впрочем, не только металлурги считают новые пошлины спорным решением. Например, директор Института экономики, государственного управления и финансов, заведующая кафедрой социально-экономического планирования СФУ, профессор Евгения Бухарова полагает, что государство может не добиться желаемого эффекта и создать серьезные проблемы для всей отрасли цветных металлов — ведь подавляющее большинство продукции идет как раз на экспорт.
«С одной стороны, понятны задачи государства. Похожий метод применяется в России к нефтяникам. Но у меня есть опасения, что это не сработает в полной мере. Одна из причин введения пошлин — создание условий, чтобы металлоконструкции не дорожали. В основном, я так понимаю, это связано с лоббированием строителей. Для меня до конца непонятно, зачем были введены пошлины для цветной металлургии — потребление цветных металлов в России не очень высокое, в отличии от черных металлов. Большая же часть цветных металлов отправляется на международные биржи. Поэтому мне кажется, что ожидания правительства, что это поможет стабилизировать цены, либо создать дополнительный ресурс для поддержания потребителей, могут не оправдаться», — пояснила Евгения Бухарова.
Евгения Бухарова отметила, что по приблизительным оценкам правительство получит в бюджет не больше 300 млрд рублей за весь период действия пошлин. При этом, если базовая ставка пошлины установлена чётко — 15 %, то со специальной ставкой могут возникнуть проблемы: до конца не ясно, кто и как будет ее устанавливать, и сколько предприятиям в итоге придется отдавать в бюджет.
Это всё при том, что рост цен на цветные металлы не является виной самих предприятий — поскольку Россия состоит в международных торговых соглашениях, внутренние цены на цветные металлы не могут быть ниже общемировых.
Самый страшный вариант
Введение пошлин действительно может помочь снизить цены. Вопрос лишь в том, насколько — до значений, которые предполагают в правительстве?.. Ведь всё может пойти по куда худшему сценарию.
«Государство предполагает получить дополнительные доходы в бюджет — ведь есть программы поддержки бизнеса и населения в период коронавируса и очередного возможного локдауна, а возможностей дополнительно пополнить бюджет не так много. А если цены на металлы начнут падать, а у нас будет действовать еще и соответствующая пошлина? Будем ее отменять, а потом вновь вводить — и так по полгода?..», — отметила Евгения Бухарова.
Не исключено. что цены могут не снизиться, а подскочить еще больше. Дать более точный прогноз, произойдет ли это, сможет лишь тот, кто непосредственно работает с металлургической отраслью, отмечает профессор.
Сами металлурги, в свою очередь, боятся резкого падения цен на металлы. За последние 10 лет цены на алюминий трижды опускались ниже 1500 долларов за тонну — это ниже себестоимости производства. В таком случае относительно небольшим предприятиям придется, скорее всего, остановить производство. У крупных же возникнет множество проблем.
«Хотя с каждым годом внутренний спрос растет, как и растет число перерабатывающих производств, но ограничение экспорта может привести к сокращению поступлений от него, а, соответственно, все планы обновления мощностей, экологической модернизации, строительства новых производств, развития объектов социальной инфраструктуры, которые реализуют компании металлургической отрасли, включая алюминиевую, потребуют корректировки», — сказал в интервью ТАСС Александр Зажигалкин, председатель совета директоров Алюминиевой ассоциации.
Ещё одно опасение металлургов - поскольку российский цветной металл идёт главным образом на экспорт, на мировом рынке его может потеснить продукция иностранных производителей. Например, американской Alcoa, которая по мнению аналитиков Morgan Stanley, может выиграть от финансовых проблем российского конкурента.
Помогут ли новые пошлины добиться задуманных правительством целей, или от них выиграют только работающие с государством застройщики? Как это скажется на ходе экомодернизации КрАЗа — очень важной для города? Ответы на эти вопросы появятся, когда пошлины вступят в силу. Остается лишь надеяться на оптимистичный сценарий, при котором российские предприятия смогут полноценно работать и развиваться.
Интернет-газета Newslab