Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«В мой подъезд приходили умирать наркоманы»: что изменилось с 90-х на красноярском Пашенном?

«В мой подъезд приходили умирать наркоманы»: что изменилось с 90-х на красноярском Пашенном?

02.09.2021
34

Почему «Пашенный»?

Микрорайон Пашенный расположился на правом берегу Красноярска, в Свердловском районе. Его границы можно легко определить на городской карте: на западе он ограничен Николаевским мостом, на востоке — улицей Гладкова, Енисеем на севере и железной дорогой на юге. Площадь микрорайона — примерно 350 гектаров.

На месте густонаселенного микрорайона когда-то был остров, отделенный протоками от остальной части Красноярска. Остров регулярно распахивали и засеивали — отсюда и название «Пашенный», от слова «пашня». Есть и другая версия — якобы район назвали в честь купца по фамилии Пашенных, который открыл в этих местах несколько лесозаготовительных предприятий. Помимо лесопилок в начале XX века на территории нынешнего микрорайона располагались пашни и жилые бараки.

В советское время на Пашенном работали судоверфь и графитно-обогатительная фабрика, где перерабатывали руду с Крайнего Севера, а также изоляторный пункт, где проводилась санобработка ссыльных.

Массовая застройка района и снос ветхого жилья начались в 70-е годы. Протоку Пашенного засыпали, на Абаканской протоке появилась дамба, по которой проложили дорогу на остров Отдыха. Сегодня она известна, как Ярыгинский проезд. К слову, Свердловский район, в который входит Пашенный, был сформирован лишь в 1977 году — его выделили из Кировского района.

«До середины 80-х на Пашенном не было центральной аллеи. Первые дороги были щебенками, и лишь потом начали появляться нормальные дороги. Со временем Пашенный, по задумке первого секретаря крайкома КПСС Павла Федирко, должен был стать образцовым районом. Например, вдоль берега хотели построить дорогу, по которой ходили бы трамваи и троллейбусы... Пока в районе не было аллей, люди просто гуляли вдоль берега Енисея — там, где сейчас стоят Белые Росы», — рассказывает местный житель Олег Владимирович, живущий на Пашенном с 80-х годов.

Это лишь краткая версия очень интересной истории Пашенного. После развала СССР местные застройщики стали осваивать промзону под жилое строительство — и район стал одним из самых густонаселенных в краевой столице.

Что творится на Пашенном сегодня? Пробки и дефицит школ

Со временем вместо предприятий здесь все больше строили жилые дома, как правило — многоэтажки эконом-класса. В наши дни у бывшей промзоны оказалось немало преимуществ: множество домов с относительно доступными по цене квартирами, магазинами, кафе и прочей социальной инфраструктурой. Опять же — близость Енисея и Ярыгинской набережной...

Старый Пашенный находится недалеко от Предмостной площади — то есть, всё как бы располагает к тому, что можно быстро выехать из микрорайона и поехать по своим делам на левый берег... но это лишь в теории. Поскольку Пашенный с остальным Красноярском соединяют всего две двухполосные дороги — Ярыгинский проезд и улица Семафорная — местным пробкам может позавидовать даже центр города!

«Пробки — самый актуальный вопрос Пашенного сегодня. В будние дни я просто не сажусь за руль — торчать по полтора часа в пробках нет никакого желания. Вместо этого пешком выхожу с Пашенного, сажусь на автобус и еду на работу. Автомобилем пользуюсь только в выходные дни, потому что в будни с Пашенного не въехать-не выехать. Строительство обещанной дороги на четвертый мост через ЛДК — отдельная история, ведь вся земля там находится в частных руках. Помнится, в советское время собирались делать подкоп под Трансибом на улицу Свердловскую... но это было незадолго до развала СССР, и за масштабные проекты тогда уже не брались», — рассказал Олег Владимирович.

Вторая проблема Пашенного — перегруженность образовательных учреждений. Наш собеседник рассказал, что из-за густонаселенности Пашенного, ему когда-то приходилось возить свою дочь в школу в Академгородке — местные образовательные учреждения были забиты под завязку. Чтобы решить проблему, на улице Складской построили новую школу № 158, самую большую на правом берегу. До ее появления, управление образования оценивало перегруженность местных школ в 54 %. Интересно, решит ли новая школа проблему?

«В мой подъезд приходили умирать наркоманы»

Есть у Пашенного и еще одна беда. Из-за возможности недорого купить или снять жилье тут часто селятся не самые благополучные слои населения — район периодически попадает в криминальные сводки. Тут и поножовщина возле магазина, и нападение на женщину в подъезде без видимых причин, и убийство старушки с целью отобрать денег на проезд, и поджог припаркованной машины и даже бегавший возле школы эксгибиционист... Усугубляется все это недостатком освещения — микрорайону не хватает уличных фонарей.

Впрочем, местные жители уверяют что Пашенный на самом деле далек от жуткого гетто, которым он может показаться — ведь маргиналы и непорядочные люди есть в любой части Красноярска. А львиная доля дурной славы тянется за Пашенным еще с 90-х годов:

«Мы с семьей переехали на Пашенный в начале девяностых. Первое впечатление — все вокруг ходят пьяные и везде грязь. По пути в школу стояли три одинаковых кирпичных дома, в которых жил тот еще контингент. В нескольких квартирах на первом этаже продавали спирт, и местные забулдыги часто стучались в окна, протягивая деньги и пустые бутылки. К концу 90-х Пашенный накрыла волна наркомании: шприцы валялись прямо на лестничных клетках домов. Домофонов тогда не было, и наркоманы частенько приходили умирать от передозировки в мой подъезд», — вспоминает местный житель Иван.

Со временем уровень жизни на Пашенном вырос, отметил наш собеседник. Открылось множество магазинов, кафе, появились разные услуги. Проблема с пробками существует, зато дорожную разметку привели в порядок — раньше пешеходных переходов было в разы меньше, и детям, чтобы быстро попасть в школу, приходилось регулярно перебегать дорогу в неположенных местах.

Не все так плохо?

Интересно, что многие люди, долгое время прожившие здесь, говорят примерно одно и тоже: у района много плюсов, а недостатки можно найти где угодно. Например, одна местная жительница рассказала, что даже ситуацию с пробками смогла обратить себе на пользу: пришлось раньше вставать и, как следствие, самой первой приходить на работу — начальство это заметило и несколько раз выписало премию, посчитав ранний приход признаком добросовестного и усердного работника.

«Иногда я выхожу из полного автобуса, когда до дома идти еще минут 5-10. И по мере того, как я ближе подхожу к дому, начинаю ощущать запах воды — мое настроение становится лучше, усталость проходит. Очень часто можно увидеть, как утром люди пьют чай или кофе у окна, глядя на реку. У многих людей на балконах стоят столы, и летом они часто сидят за ними. У нас шикарная инфраструктура, открываются известные в городе заведения — „Перцы“, „Ром-баба“. К тому же, у нас лучшая набережная в городе, по которой можно дойти до Коммунального моста, и дальше — до „Южного берега“. Что до недостатков — то можно, конечно, жаловаться... а можно искать положительные стороны», — рассказала местная жительница Инна.

Между тем, Пашенный не ограничивается только «Белыми Росами» и старыми домами по соседству. У района ЛДК, где до сих пор действует графитовая фабрика, есть свои неповторимые особенности — и далеко не все из них положительные.

Слишком много недостроев

Территория ЛДК на Пашенном с годами стала очень популярной у застройщиков. Но если у одних компаний проблем с возведением домов нет, то у других все очень и очень плохо — недалеко от конечной остановки ЛДК стоит целый лес из высоток, большая часть которых признана проблемными.

Например, жилой дом «Добрые соседи» и ЖК «Панорама» компании «Зодчий», в отношении руководства которой открыты уже два уголовных дела: первое возбудили летом 2020 года, второе — летом 2021 года, оба за финансовые махинации при строительстве домов. Ущерб дольщикам составил более 800 млн рублей, а застройщик смог сдать только одну высотку — первый дом ЖК «Панорама».

«Сдача дома, была, конечно, эпопеей. Я два года снимала квартиру, чтобы, наконец, въехать в свой дом. По итогу качество жилья оказалось вполне нормальным. Сейчас в этой части района просто необходимы магазины — их тут практически нет, только маленькие магазинчики, в которых все очень дорого. К тому же, очень жаль, что напротив нашего дома сейчас строят дома. Ведь когда твой жилой комплекс называется „Панорама“, хочется чтобы из окна был хороший вид», — рассказала Ольга, жительница единственного сданного «Зодчим» дома.

Рядом с домами «Панорамы» стоят проблемные высотки ЖК «Енисей». Уголовное дело в отношении руководства компании открыли еще раньше, чем в отношении «Зодчего». Попавшим под следствие бизнесменам даже назначали ограничение свободы, чтобы они смогли все-таки достроить дома — но они этого так и не сделали. В марте 2021 года компанию и вовсе признали банкротом.

Есть ли свет в конце Пашенного?

«Я живу здесь семь лет. Большой плюс, что появилась набережная возле „Белых Рос“. Еще один плюс — что построили большую школу, куда в будущем будет ходить мой ребенок. Еще один плюс — детские сады. Ребенка мы пока не отдавали в садик, ждем очереди в ближайший к дому детский сад. Сейчас есть проблема с освещением — вечером темно, мало фонарей. Очень нужна безбарьерная среда: везде бордюры и ступеньки, в гололед в магазин даже не зайти... но это, скорее проблема всего города», — рассказала молодая мама Екатерина, проживающая в районе ЛДК.

За конечной остановкой «ЛДК» начинается частный сектор, по которому по задумке мэрии в будущем пройдет развязка на четвертый мост — дорога будет начинаться от остановки и проходить там, где сейчас стоят старые деревянные дома и гаражи. Сейчас мэрия зарезервировала на 3 года 40 земельных участков, чтобы в будущем сделать дорогу длиной в 1,07 км. Проект развязки должен быть готов в ноябре 2021 года. Строительство объекта планируют начать в 2022 году, а ввести дорогу в эксплуатацию — в 2023 году. Хочется верить, что в этот раз все получится — проекты дороги разрабатываются с 2014 года, но ни один так и не получилось реализовать.

Вот такой Пашенный — неоднозначный, но любимый местными жителями район Красноярска с долгой историей и своими особенностями. Если мэрия действительно справится со строительством развязки, может исчезнуть главная проблема района. Тогда будет очень интересно вернуться и посмотреть, как он изменился.

Андрей Медведев специально для интернет-газеты Newslab, фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать