Первый двухколесный транспорт появился в Красноярске в 1885 году. За десять лет их количество увеличилось до 50 штук. По правилам того времени, все велосипеды надо было регистрировать у городской управе, но и в те времена находились нарушители — за специальными знаками обратились только 43 владельца велосипедов.
«Велосипед, прежде всего, есть удобнейшее средство для передвижения. И в этом отношении он, при известных условиях, не имеет опасных соперников себе. Быстрота и огромная экономия в затрате сил ставят его неизмеримо выше ходьбы. Простота ухода и дешевизна содержания дают все шансы перед лошадью и экипажем. Возможность пользоваться им во всякое время и в любом направлении, заставляет его предпочесть железнодорожному поезду в тех случаях, если передвижение не превышает 60-100 верст (63,6-106 км). Если же к этому прибавить превосходное влияние на здоровье и доставляемое ездой на велосипеде удовольствие, то сравнение окажется далеко не в пользу других средств сообщения», — такое описание достоинств нового транспорта содержится в книге «Современный велосипед» 1895 года, которая хранилась в библиотеке Юдина.
Автор этой рекламной книги, правда, умолчал о том, что новый транспорт очень не понравился лошадям. Они шарахались велосипедов, и нередко это заканчивалось травмами пешеходов или пассажиров.
В Красноярске еще в 1892 году появились исчерпывающие правила, которые были обязательны для исполнения всеми велосипедистами Енисейской губернии:
- Езда по всем городским улицам и площадям допускается только на низких (безопасных) одноместных двухколесных велосипедах лицам, получившим на то право в установленном порядке.
- Каждый велосипед при езде на нем по городу должен обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени — зажженный фонарь.
- Во время езды по городу, велосипедисты обязаны иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции.
- Быстрая езда по городу и, в особенности вперегонку, безусловно воспрещается.
- Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, по возможности ближе к тротуару.
- Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок.
- В случаях беспокойства лошадей, обязательно сойти с велосипеда и стараться укрыть его.
- Огибать угол или пересекать улицы должны тихим ходом, давая звонок.
- В местах большого скопления публики или экипажей надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках.
- При совместной езде, велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени и притом группами не более трех человек.
- Безусловно, воспрещается ездить на велосипедах, а также провозить в руках по тротуарам улиц, протекающих в садах, скверах и других местах.
- Езда на велосипедах в той или другой местности может быть останавливаема по требованию полицейского чиновника, находящегося в наряде во время крестных ходов, больших похоронных процессий, и вообще в местах значительного... скопления публики.
Нарушителей этих правил могли, по усмотрению губернатора, временно лишить права езды на велосипедах по города.
Позднее городские власти обложили велосипедистов налогом, мотивируя это тем, что они подрывают промысел извозчиков. На переправе через Енисей с велосипедистов стали брать такую же плату, как за провоз живого коня.
«...обложение велосипедов сбором в доход города... в размере хотя бы 6 рублей в год за каждый велосипед не может быть обременительно для владельцев велосипедов. Потому, что лица, имеющие велосипеды, большей частью состоятельные и велосипед для них, в большинстве случаев, является не как вещь необходимая, а как развлечение; следовательно для лица, затратившего на приобретение велосипеда от 100 до 200 и более рублей, налог в 6 рублей в год как за предмет роскоши не составит тягости» (ГАКК, ф. 161, оп. 2, д. 2041, л. 10-12).
После уплаты сбора, владелец велосипеда получал квитанцию и металлический знак с номерами, как сейчас выдаются для машин.
«... в случае же неимения при велосипеде такого знака, а также в случае и неуплаты вовсе владельцами велосипедов в срок с 1-го по 15-е мая каждого года, причитающегося сбора или уклонения от уплаты такового, то езда на велосипедах таким владельцам их, в пределах, принадлежащих городу земель, воспрещается навсегда, или же они должны уплатить штраф в тройном размере сбора с велосипедов независимо от причитающегося сбора» (ГАКК, ф. 161, оп. 2, д. 2041, л. 10-12).
Нарушителей, правда, хватало. Поэтому полиции пришлось закупить собственные велосипеды.
«По инициативе минусинского уездного исправника приобретён для обслуживания нужд полиции велосипед. Каждый полицейский чин будет обучен езде на велосипеде, и таким образом дежурный полиции будет являться на место происшествия вовремя», — писал «Омский телеграф» в июле 1916 года.
Сегодня всё больше людей пересаживается из машин на велосипеды, чтобы снизить нагрузку на экологию и разгрузить дороги. В Красноярске этот транспорт тоже весьма популярен. Но его владельцам приходится бороться за свое право на отдельные дорожки, чтобы не мешать пешеходам и не бояться машин. А вы катаетесь на велосипеде?
Анна Кравченко специально для Newslab