«Свой прежний доход я восстановила меньше чем за год»
Я могу назвать себя путешественником, художником, эзотериком и много кем еще — словом, я мультизадачный человек. Больше пяти лет назад была генеральным директором крупного федерального издания. Но не обычным — я рисовала, увлекалась сначала метафорическими картами, потом Таро. Раньше это воспринималось странно, обо мне думали: «Господи, что с ней не так?» Оказалось, все так, просто пришло время, когда это стало нормой.
Моей мечтой было путешествовать, но при этом работать. Когда я сидела в офисе и смотрела в большие окна конференц-зала, думала о том, что хочу сидеть с ноутбуком под пальмой, занимаясь тем, что мне нравится. Тогда я даже не думала, что это станет реальностью уже в ближайшем будущем.
Я решилась вырваться на свободу и уйти в свое дело. Пойти на такой шаг — это смело. Когда я увольнялась, мне только ленивый не крутил пальцем у виска, потому что у меня было всё. А я вместо этого ухожу в какую-то мастерскую, в рваных джинсах с картами Таро в кармане.
Было ли мне страшно? Конечно, потому что у меня, как и у всех, есть обязательства. Кроме того, на момент увольнения выпал мой развод, так что пришлось нелегко. Но была внутренняя вера, что я иду туда, куда мне надо. Выход на другой уровень всегда требует определенного риска. Я рискнула — и пошло.
Меньше чем за год я восстановила доход, который получала раньше, при этом работая в кайф. Да, я пахала без выходных, но это было в удовольствие, потому что знала, что это мое. И вот, когда я чуть «оперилась», начались постоянные путешествия.
Интересно, что больше всего я ездила в ковид, когда все было закрыто. Точно также я продолжила путешествия после февраля 2022 года. Что раньше, что сейчас я спокойно получаю визы. Главное — не паниковать, потому что стресс отключает мозг.
Хотя русских в Европе стало намного меньше, поток действительно просел по сравнению с прошлыми годами, но люди продолжают попадать в Европу. Любую ситуацию всегда можно решить. Для примера, билет в Колизей покупается только через сайт с помощью европейской карты. У меня ее не было, так что я начала думать: итальянцы ведь такие же, как русские, так что где-то однозначно должны быть перекупы. Решила поискать их подальше, в тени. Стоило отойти — нашла сразу двух итальянцев, которые предлагали распечатать электронные билеты всего на 10 евро дороже, чем билет на сайте.
«В центре города бомжи собирают целые дома»
В 2022 году совершенно внезапно случилась моя поездка в Италию. Тогда был период, когда мы с бывшим мужем то сходились, то расходились. Однажды я психанула и перед своим днем рождения решила улететь в Рим. Я жила в Дивногорске, был ноябрь и стояли дикие морозы. Интернет совершенно не работал, так что мне пришлось пойти в кафе на набережной и через Wi-Fi покупать билеты на самолет. Через три дня я уже полетела в Италию.
Прямых рейсов в Рим не было, так что я летела через Турцию. В Стамбуле мы сели в новом аэропорту размером с небольшой город. Полтора часа я просто шла до другой части здания. Если вы прилетели в Стамбул и до следующего рейса осталось меньше трех часов — вы опоздаете.
В Италии я забронировала себе гостиницу через дорогу от Ватикана, рядом с площадью Святого Петра. Я хотела отдохнуть, что называется, на все деньги. Первое утро в Риме было шикарным — из окна видно статуи, которые стоят по периметру площади Петра, слышно колокола. Словом, рай для ушей. Затем я красиво позавтракала в ресторане на крыше, где была практически одна. Потом была экскурсия по Сикстинской капелле, прогулка по древнеримским развалинам.
Вечером, когда я вернулась в гостиницу, меня охватил ужас. Вокруг грязища, разбросаны пакеты, бумага, тетрапаки. Казалось бы, самый центр Рима, но он совершенно неухоженный.
Я думала, что это дно, но снизу постучали. Вокруг площади Святого Петра в несколько рядов расположены большие колонны. Я вышла прогуляться и увидела, что между ними спят бомжи. Из подручных средств они собирают себе целые дома — натягивают одеяла, ставят торшеры, картины. Утром они это аккуратно упаковывают, а вечером расставляют обратно, видимо, по какой-то договоренности с властями.
На самом деле, это жутко, ведь никто не знает, что у этих людей в голове. Иностранцы почти всегда ходят с наличкой, нас легко отличить по нашей славянской внешности. Именно поэтому нужно быть особенно внимательными к своим телефонам и сумкам, ведь даже в центре Рима их легко могут выхватит или срезать.
В России такое представить трудно — вокруг столько камер, что можно ходить хоть с открытой сумкой, ты все равно будешь чувствовать себя в безопасности. В Москве я не видела ни одного бездомного или попрошайки.
«В День Святого Николая вся Италия сходит с ума»
В Риме я пробыла меньше недели и поехала на автобусе на юг Италии, в город Бари, где меня уже ждали мои ученики. Совет для всех, кто собирается передвигаться по Европе на междугородних автобусах, — перед поездкой обязательно сходите в туалет и запаситесь терпением, потому что за все шесть часов дороги у нас не было ни единой остановки.
На вокзале меня уже встречали мои друзья с фонариками, масками и плакатами вроде «С Днем рождения» или «Привет, Маруся» (творческий псевдоним Светланы — прим. ред.). В общем, был настоящий карнавал. Но в Италии это норма —люди там очень открытые и эмоциональные.
Уже на месте моя хорошая знакомая предложила мне пожить в частной квартире вместо гостиницы. Сначала я напряглась, потому что мне очень важен комфорт, но все сложилось наилучшим образом.
Это оказалась трехкомнатная квартира в центре Бари, хозяйка которой уехала к дочери в Австрию на Рождество и оставила дома котиков, за которыми нужно приглядывать. Квартира крайне атмосферная, выдержана в итальянском стиле. Я обожаю изучать культуру, знаки, символы, а там этого было много. И самое главное — я жила там абсолютно бесплатно.
Помимо прочего, рядом находилась базилика Николая Чудотворца. Я приехала туда как раз в начале декабря, накануне католического Дня Святого Николая. В этот праздник вся Италия просто сходит с ума. В ночь с пятого на шестое мы специально собрались на праздник. Это было что-то невероятное — припарковаться нереально, куча людей, семей с детьми и питомцами, везде огни, стреляют пушки, ходят ряженые. Николай для них самый почитаемый святой, так что праздник по значимости и масштабам не уступает Рождеству.
Сам храм состоит из двух частей: наверху находится большой зал, где проходят массовые службы, а внизу — маленькое помещение, где лежат мощи Николая Чудотворца. Этот камерный храм специально оформлен как для православных, так и для католиков. Саркофаг стоит за решеткой под бронированным стеклом. Когда служба заканчивается, прихожан ненадолго пускают к мощам — приложиться и сразу выйти.
Я почувствовала, что мне надо туда попасть. С подругой мы подошли к единственной сувенирной лавке поблизости и решили спросить у продавца, как попасть внутрь саркофага. Он сразу откликнулся на нашу просьбу, что было удивительно, потому что итальянцы очень ленивые и редко когда станут решать чужие проблемы. По иронии судьбы, его звали Николай.
Он вышел из-за прилавка и с кем-то долго разговаривал по телефону. В результате Николай договорился, чтобы вечером нас провел парень, который служит в храме. Он нас встретил, проводил вниз, пустил за решетку и закрыл там на полчаса.
Мне казалось, что это сон. Я готовилась к этой встрече, почти не спала всю ночь перед этим днем — думала о том, что мне нужно сказать. Но когда я оказалась там, все как будто обнулилось. Что именно там происходило, я не буду рассказывать, это сакральные вещи, но я прошла через настоящее очищение. После этого я еще несколько раз приходила туда — возложить цветы или просто посидеть в тишине.
Хакасская юрта и шаманы в итальянской оливковой роще
На самом деле я приехала в Бари с определенной целью — 4 декабря, в православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, у меня была назначена большая практика.
Практика проходила в большой оливковой роще. Каково было мое удивление, когда я увидела там хакасскую юрту и людей, выглядящих как смесь тувинских шаманов и североамериканских индейцев. Мне рассказали, что в юртах летом учатся дети, потому что тут проходит детский лагерь. Я не ожидала на юге Италии встретить что-то настолько родное и понятное.
Обряд продлился пять часов. Первые два часа мы просто общались. На встречу, кстати, пришло очень много итальянцев, причем они стянулись с разных уголков страны. Мои подруги помогали мне с переводом, хотя многое я понимала и могла сказать сама, потому что знаю французский, близкий к итальянскому язык.
Сама оливковая роща — это что-то невероятное. Когда мы вошли туда, у меня начало закладывать уши. Не знаю почему, но деревья гудят, как трансформаторы. Каждая олива находится под учетом, за ними ухаживают, следят с помощью дронов. В роще есть уникальные экземпляры, например, дерево, которому больше трех тысяч лет. К сожалению, мы не успели до него доехать, потому что и так «зависли» в роще на четыре часа.
«Деревня гномов» и каменные домики
Еще одно место, которое меня поразило, — это город Альберобелло, застроенный домиками «трулли», в переводе «купол». Их история началась с XVII века. По одной из версий, чтобы не платить налоги, люди строили дома из камней и делали замковый камень на крыше — если его вытащить, здание разрушится. Когда приезжали сборщики налогов, они вынимали этот камень и ничего не платили.
В конце XIX века местные жители стали использовать связующий раствор, но традиционная архитектура осталась. До сих пор в этих домиках живут люди, открываются гостиницы, сувенирные магазины, рестораны и так далее. Жилые трулли сделаны более современно, а общественные места оформлены аутентично.
Ощущения от этого города такие, будто попал в деревню гномов. Один из частых сюжетов моих картин — это ангелы-пупсики, и они точно родом оттуда. Я хочу приехать туда еще раз, остановиться в трулли на пару недель и рисовать.
После Италии я отправилась в Париж, оттуда в Брюссель, затем в Амстердам, Бельгию, где я отпраздновала настоящее Рождество с местной семьей — но это уже совсем другая история.
Беседовала Елизавета Чурилова специально для Newslab