Едва ли не каждая банка «Печени трески» – подделка!
Найти неподдельные консервы «Печень трески натуральная» нынче большая проблема. Едва ли не в каждой банке вместо деликатесной печени заложены молоки. А часто они еще и залиты окислившимся жиром. Производителями значатся в основном предприятия Мурманской области. Такое чувство, что консервы из рыбных отходов не катает там только ленивый.
Вкусно и полезно. Если натурально
Печень трески – весьма ценный продукт. Она является основным источником рыбьего жира (около 66%), белка и углеводов. Съев сто граммов печени, то есть меньше половины баночки, вы получите хороший запас витаминов А, Д, Е, F и бета-каротина, а также 610 килокалорий – четверть суточной нормы!
Медики говорят, что жир печени трески эффективен при заболеваниях суставов, особенно артрита, может остановить разрушение хрящей. Что он спасает от инфаркта. Это если консервы настоящие. А если окажутся подделкой? Могут ведь, наоборот, больного человека и до инфаркта довести: расстроится, что выбросил деньги на ветер, и станет плохо с сердцем. А деньги за фальшивку берут немалые. Самая дешевая псевдопечень стоит почти 22 рубля. А прибалтийские консервы – так и все 40.
Против жира нет приема
У этих консервов, даже у настоящих, есть одна неприятная особенность. В них может оказаться слишком много жира. Однако придраться к этому факту нельзя. В ГОСТe не указано, каким должно быть соотношение печени и жира, или, говоря языком специалистов, плотной и жидкой части. Указано лишь, что ястыков крупной печени должно быть не менее 4, да еще и 2 довеска, а ястыков мелкой печени – как получится. Все дело в технологии производства печени трески. А делают ее так. Из свежей рыбы не более чем через шесть часов после вылова вынимают печень, промывают и, посолив и добавив пряности, укладывают в банки. Затем банки закатывают и стерилизуют. Жир вытапливается из печени в процессе стерилизации. А уж сколько его вытопится, зависит... от самой печени и от того, когда был сделан улов, от вида рыбы, места ее вылова, возраста и даже пола. Но сколько бы жира ни оказалось, это будет нормой. Получается, что мы полностью в руках случая: повезет – будет что есть. А нет – так на это нет и суда нет.
Что показало вскрытие?
Купив 8 образцов «Печени трески» разных производителей, мы обратились к специалистам Роспотребнадзора по Красноярскому краю с просьбой провести их экспертизу. Из 8 образцов лишь один (!) был настоящим.
В ГОСТе указано, что вкус печени трески должен быть приятным, свойственным данному виду рыбы, без постороннего привкуса, запах – не менее приятным, с ароматом пряностей; цвет выделившегося жира – от светло-желтого до соломенного; цвет печени – от кремового до серого.
Всем этим требованиям соответствовали консервы, выпущенные на латвийском предприятии ООО «Гамма-А». Свое обещание, что торговая марка «Находка» – «Гарантия качества», производители сдержали. Это единственный образец, в котором была действительно печень трески. Правда, стоит 100-граммовая баночка такого деликатеса почти сорок рублей.
А вот другой латвийский рыбопереработчик – ООО «Унда» – в красивую жестянку закатало молоки Инспектор Ирина Черкашина удивилась этому факту. Говорит, еще неделю назад проверяла точно такие же консервы, и они были натуральными. Так что советовать, какие консервы можно брать, а какие – нет, она уже и не берется. Раз на раз не приходится.
Сами молоки жир не выделяют, и для того, чтобы придать консервам видимость печени, в них добавили оливковое масло. По внешнему виду они действительно походили на настоящие.
Молоки оказались вкусными. Но если бы их не выдавали за печень и не просили за них 41 рубль за 190 граммов! Кстати, вес отечественных консервов – 230-240 граммов. ООО «Кольская волна» из Мурманска тоже выдает за печень трески молоки. Они хотя и стоят 22 рубля, но все равно дорого для рыбьих отходов. Специалисты отметили, что у консервов очень плотная консистенция и на вкус они солоноваты. Хотя сырье использовано качественное.
Три баночки под названием «Печень трески натуральная», несмотря на то, что сделаны на трех разных мурманских заводах: «Мурманский рыбоконсервный завод «Северная Пальмира», «Мурманский торговый флот» и «Верхнетуломский рыбзавод», выглядят как сестры–близнецы. И по содержимому – как будто их в одном месте шлепали. Стоят они тоже одинаково – 21 рубль 85 копеек.
Во всех трех образцах-близнецах, как вы уже, наверное, поняли, тоже молоки. Но если предыдущие консервы можно было есть, то этим место в мусорном ведре. В них обнаружен резкий запах окислившегося жира, оранжевый цвет масла никак не укладывается в гостовскую гамму: от соломенного до желтого, во вкусе – горечь. Это говорит о неправильном хранении или использовании сырья не первой свежести. Кстати, большинство консервов сделано из мороженого сырья.
Уже знакомый «Верхнетуломский рыбзавод» выпускает «Печень трески» под торговой маркой «Толстый боцман», в красивой банке с ножом (которым вскрыть жестянку нам не удалось – он тут же сломался). За красивым фасадом скрывается то же самое: молоки с окислившейся заливкой оранжевого цвета. За яркую упаковку берут на десятку дороже, так что в мусорное ведро улетели уже 32 рубля.
В баночке «Печень трески по-мурмански» от ООО «Сампа», г. Мурманск, оказался паштет. Правда, указаний на это на банке нет. Мы решили включить этот продукт в тест – ведь отправляясь в магазин за печенью трески, обычный покупатель, лишенный информации на этикетке, вполне может ошибиться и приобрести «мурманский» вариант. Специалисты отметили, что согласно ГОСТу 13272-80 не допускается измельчение печени трески, поэтому ООО «Сампа» неправомерно ссылается на этот документ при производстве паштета.
По органолептическим показателям к этому продукту у инспектора были претензии: у паштета оказался горький вкус. И он «утопал» в бульоне – на языке специалистов это называется «отстой жидкой фазы».
Супермаркет от подделок не защита
Образцы мы покупали в солидных магазинах Красноярска: супермаркете «Командор», торговой сети «Каравай», а также на рынках. Оказалось, нет разницы, где приобретать консервы. И там, и там – сплошная подделка.
Инспектор по качеству рыбной продукции Ирина Черкашина говорит, что ситуация ухудшается с каждым годом. Как противостоять этому – непонятно. По адресам, означенным на банках, действительно находятся реальные производители. Но сколько инспектор ни отправляла писем своим мурманским коллегам, оттуда приходит один ответ: «Наши предприятия производят качественный продукт». Получается замкнутый круг. Разорвать который одному Роспотребнадзору не под силу. Его сотрудники проверяют качество продаваемых консервов, предупреждают потребителей через средства массовой информации о подделках. Собрали уже целую коллекцию фальсификатов, которую демонстрируют на продовольственных ярмарках во Дворце спорта. Но, пока не будет найден истинный производитель фальшивок, эти шажки мало что дадут. Причем не просто найден, а наказан так, чтобы другим заниматься подделкой было неповадно. Сейчас же максимальным наказанием являются штрафы, суммы которых по сравнению с оборотами таких предприятий просто ничтожны. А когда ответственность мизерна, то всегда будет соблазн, обойдясь малой кровью, получить максимальную прибыль от своей деятельности. Ну а пока покупать «Печень трески», как и большинство рыбных консервов, – это все равно, что выбрасывать деньги на ветер.