Главная
>
Статьи
>
Сергей Козаченко: «Население не должно быть заложником ситуации»

Сергей Козаченко: «Население не должно быть заложником ситуации»

06.06.2006
0

Заместитель губернатора Красноярского края.


Сергей Козаченко

Со вступлением России в рыночную экономику, и фармацевтическая отрасль оказалась заложницей бизнеса. И если еще лет двадцать назад трудно было представить, что лекарства могут оказаться поддельными, то сейчас это не редкость. Сложная ситуация складывалась и с выдачей лекарств по льготным рецептам. Тем не менее, сегодня льготное обеспечение в Красноярском крае, пережив трудности, выстраивается в четкую и ясную структуру.
Мы беседуем с заместителем губернатора, руководителем департамента здравоохранения и социального развития Сергеем Козаченко.

Здоровье в государственном масштабе

Сергей Витальевич, льготное лекарственное обеспечение до последнего времени было достаточно сложным. Как вы решали эту проблему, и как сейчас обстоят дела в этой области?

На протяжении многих лет финансирование льготного лекарственного обеспечения было недостаточным. В конце девяностых годов люди не могли приобрести в аптеках лекарства по льготным рецептам. И если в 2004 году из краевого и федерального бюджетов было потрачено около 350 миллионов рублей на оплату льготных рецептов, то уже в следующем году эта сумма возросла до полутора миллиардов рублей. Финансирование этой статьи расходов возросло в четыре раза. На мой взгляд, проблема финансирования была решена, в том числе и потому, что мы предприняли ряд организационных мер. Еще с середины 2004 года, готовясь к реализации 122-го федерального закона, финансирование льготных рецептов было перенесено на Фонд обязательного медицинского страхования. Где бы человек ни находился, он мог получить лекарства по льготным рецептам, так как деньги из краевого бюджета были запущены через систему ОМС. Это позволило краю быть подготовленным к реализации 122-ФЗ. Еще один организационный шаг – объединение краевой аптечной сети. Согласитесь, когда 154 аптеки работают самостоятельно, как отдельные юридические лица, наладить слаженную, деятельность очень трудно. Часть государственных аптечных предприятий находились в тяжелом экономическом состоянии. Только объединение могло качественно изменить ситуацию. По этому же пути пошли и другие города России, к примеру Москва и Нижний Новгород. Уже сейчас в Москве функционирует единая аптечная сеть «Московские аптеки». Департамент по социальной политики мэрии Новосибирска так же предложил реорганизовать муниципальные аптеки в единую аптечную сеть. Многие заведующие аптеками быстро поняли преимущества объединительного процесса.

Насколько быстро и легко удалось провести этот процесс у нас в крае?

Поначалу было довольно сложно. Переоформление множества документов, получение единой лицензии требовало кропотливой, серьезной работы. Тем не менее Красноярский край первый провел лицензирование единой аптечной сети. Теперь по нашему пути идут другие регионы. Однако я никогда не скажу, что у нас все идеально. Ведется нормальная работа, в которой, как в любой деле есть издержки. Чтобы система лекарственного обеспечения стала качественной – нужно время.

Тем не менее мы можем говорить об успехах в реализации 122-го закона?

Я с полной уверенностью утверждаю, что наша система по переходу к 122-му федеральному закону сработала хорошо. Когда в конце прошлого года были подведены итоги дополнительного лекарственного обеспечения по всей России, то выяснилось, что в среднем от социального пакета отказались 44% россиян. В Красноярском крае – 26%.

Что определяет этот показатель?

Это говорит о том, что люди осознанно предпочли оставить набор услуг, включающий в себя проезд на пригородном транспорте, санаторно-курортное лечение и льготные лекарства, которые занимают львиную долю в социальном пакете. В прошлом году у нас в крае был своего рода рекорд. Стоимость самого дорого льготного рецепта составила почти миллион рублей! А теперь представьте, если бы этот льготник отказался от социального пакета? Люди должны быть уверены, что если с ними что-то случится, то они смогут приобрести лекарства не на 300 рублей, а на 300 тысяч, если потребуется. Социальный пакет не что иное, как страховка. Другое дело, что для некоторых семей 450 рублей – это ощутимое дополнение к бюджету. И тогда они вынуждены менять свою льготу на денежные средства, даже, быть может, в ущерб своему здоровью.

А существуют особенности лекарственного обеспечения северных территорий, ведь объединенный Красноярский край – это почти четверть территории всей России?

Безусловно, в масштабах единого края у нас есть определенные трудности с доставкой медикаментов. В отдаленные территории мы стараемся завозить лекарства заблаговременно. К сожалению, на сегодняшний день нет такой формы доставки лекарств, как мобильная аптека. И если бы даже у нас возникла аптека на колесах, ее сложно было бы лицензировать. Тем не менее для нашего региона это стало бы ключом к решению многих проблем, связанных с лекарственным обеспечением. У нас уже есть передвижные флюорографы, использование которых облегчило работу многим специалистам. Когда такая установка была отправлена, к примеру, в Курагинский район, то обследование жителей прошло быстро и качественно. Раньше сельчан приходилось подолгу уговаривать пройти обследование, а сейчас возле передвижной установки собирается целая очередь желающих. Это говорит еще и о том, что люди стали более внимательны к своему здоровью.

Приоритет государственному контролю

Скажите, какова, на ваш взгляд, оптимальная доля участия государства на фармацевтическом рынке? Почему этот рынок в принципе нельзя доверить частникам?

Рынок все расставляет на свои места. В стране многие процессы проходят пока свое становление. В краевом центре сейчас в пределах одного квартала может функционировать пять аптек. Поскольку есть спрос, бизнес активно реагирует на это. Однако можно с уверенностью говорить о том, что аптечный бизнес не может быть полностью в руках частников, остаются и должны быть реализованы и государственные функции по обеспечению ЛПУ сильнодействующими, сахароснижающими препаратами. Лекарственное обеспечение – это часть лечебного процесса. Ни один из предпринимателей не создал производственную аптеку на территории края для изготовления малых лекарственных форм: растворы для больниц и роддомов, другие лекарства, изготовление которых довольно затратный и емкий процесс, а стоимость невысока. Но продукция производственных аптек просто необходима гражданам! К сожалению, такой вид деятельности для предпринимателей нерентабелен. Если все аптеки перешли бы в частные руки, производственные аптеки, вероятнее всего, были бы закрыты. Еще один аспект – экономическая выгода. Сегодня предприниматель в силу каких-либо причин может содержать аптеку. Проходит время, бизнес становится убыточным, и в любой момент аптека может быть перепрофилирована в более доходное предприятие. Но жителям-то аптека нужна в любом случае! Кроме того, какое-то время частников не пускали на рынок сильнодействующих, психотропных и наркотических препаратов. Потом произошли изменения, но и сегодня ни одна частная аптека не заявила вид этой деятельности, прежде всего, потому, что он сопряжен с определенными трудностями: медикаменты находятся под особым контролем, должны храниться в специальных условиях. С точки зрения оборота средств, такая категория препаратов не особо выгодна, к тому же доставляет много хлопот. Но препараты необходимы в лечении ряда серьезных заболеваний, они должны быть в аптеках, и пациенту все равно – это частная аптека или государственная, главное для него – получение необходимых лекарств.

Тогда как можно решить эту проблему?

Бизнес есть бизнес. И он может идти вразрез с социальной политикой. В этом плане наличие в нашем крае единой аптечной сети – «Губернских аптек» – своего рода спасательный круг. Это оптимальный выход в сложившейся ситуации на фармацевтическом рынке. С точки зрения социальной защищенности населения, «Губернские аптеки» – государственная политика в области социальной защиты населения и здоровья населения в целом, это качественный государственный проект. Прежде всего, мы защищаем интересы населения. Они не должны стать заложниками ситуации. На сегодняшний день в России аптечное дело не может восприниматься только как вид предпринимательской деятельности, это в любом случае и социальное обеспечение населения.

Не случайно «Губернские аптеки» стали победителями крупнейшего всероссийского конкурса «Золотые сети – 2006» в номинации «Лучший социальный проект». Независимые профессиональные эксперты смогли по достоинству оценить результаты проделанной работы.

Лекарства улучшат демографию

А как обстоит дело с получением льготных лекарств? Существуют сбои в поставках, или сейчас работа уже отлажена?

Иногда можно услышать о том, что человек не смог получить лекарства по льготному рецепту. Тем не менее могу сказать, что процент отложенных рецептов, когда пациенту в течение десяти дней должны обеспечить его заказ, составляет не более 0,5%. В среднем это цифра может составлять 3%, но у нас таких показателей нет. Исходя из здравого смысла можно сказать, что получить всем и все сразу просто нереально. В любом процессе есть издержки, и мы стараемся над этим работать.

Меняется ли количество получателей льготных лекарств в крае и в какую сторону?

Количество потребителей льготных лекарств ежегодно увеличивается. И это ложится дополнительной нагрузкой на медиков первичного звена. Очереди в поликлиниках и нехватка участковых врачей – та проблема, которая должна быть решена, в том числе и благодаря реализации приоритетного национального проекта в области здравоохранения. За 2005 год число федеральных льготников в крае увеличилось на 10%. Это связано, прежде всего, с состоянием здоровья нации. Не случайно президент в своем послании поставил демографическую политику на первое место. И если повлиять на увеличение рождаемости довольно сложно, то в снижении смертности могут помочь медики. Человек, получивший своевременно и в полном объеме медицинскую помощь, живет на 10 лет дольше. Врачи и фармацевты должны работать как один мощный комплекс.

Насколько реально качественно организовать эту работу?

Когда аптечная сеть единая – работать гораздо проще. К тому же это определенная защита для гражданина. Закупка лекарств происходит в одном месте. Вероятность попадания фальсифицированных лекарственных средств – минимальная, ведь отследить путь препарата от склада до аптечного пункта довольно легко.

 

Беседовала Анастасия Шайхова

Рекомендуем почитать