Главная
>
Статьи
>
Михаил Сверчков: «Для улучшения работы таможни резервы в Красноярске есть»

Михаил Сверчков: «Для улучшения работы таможни резервы в Красноярске есть»

29.01.2007
0

Начальник Красноярской таможни


Михаил Сверчков

Таможню образно называют барометром экономической активности региона. Что показывает этот барометр в Красноярском крае?

Внешнеторговый оборот Красноярского края за 2006 год составил 6 605,9млн долларов США, что на 18,8% больше, чем за 2005 год – 5 560,5 млн.дол. США. Экспорт увеличился на 14%, импорт – на 64,8%. В экспорте наблюдаются тенденции к увеличению цены на медь, никель и снижению цены на алюминий, нефтепродукты. В Красноярском крае увеличиваются объемы древесины и алюминия на экспорт, снижаются объемы по вывозу нефтепродуктов. В импорте – увеличились цены на глинозем и снизились цены на оборудование. Увеличились объемы ввозимого электрооборудования, глинозема и снизились объемы кокса и пека.

С начала прошлого года объем экспортных сделок в 6,6 раза перекрыл объем импорта и составил 86,8% от всего объема оборота внешней торговли региона. Активное сальдо торгового баланса складывается в крае на протяжении всего времени деятельности Красноярской таможни, поскольку регион является по своей товарной направленности сырьевым. В целом, на мой взгляд, внешнеэкономическая деятельность в крае стабильно развивается и имеет тенденции для дальнейшего роста.

У некоторых предпринимателей бытует мнение, что работать с таможней очень хлопотно, поэтому они неохотно выходят на внешний рынок.

Действительно, работать с таможней непросто, неподготовленному человеку в таможенном законодательстве разобраться нелегко, и для этого существуют таможенные брокеры-специалисты по таможенному оформлению. В таможне правовой отдел проводит бесплатные консультации, чтобы не ждать в очереди, можно записаться по телефону 566-000, и время работы консультантов удобное – в понедельник и пятницу консультации проводятся с 8 утра до 15.30, во вторник и четверг с 14.00 до 20.00, в среду с 14.00 до 16.30. При необходимости можно получить тексты нормативных правовых актов, касающихся запрашиваемого вопроса. Отмечу, с начала 2006 года внешнеторговую деятельность в крае осуществляло 798 участников ВЭД, в 2005 году – 718.

В начале прошлого года правительство уменьшило вес товаров, ввозимых физлицами беспошлинно: с 50 до 35 кг на одного человека, изменилась и частота поездок: не более одного раза в месяц. Меньше ли стало «челноков» и туристов?

Да, постановлением правительства РФ с 26 февраля 2006 года изменен вес ввозимого физическими лицами товара для личных целей без уплаты таможенных пошлин. Это не повлияло на уменьшение количества пассажиров. Так, с марта по ноябрь 2005 года через международный пункт пропуска в аэропорту Красноярска проследовало 55 757 человек, а за этот же период 2006 года уже 79 320 человек. Направления полетов остается традиционным уже многие годы, это страны СНГ (Таджикистан, Узбекистан, Армения, Украина, Киргизия), дальнее зарубежье – Китай, Турция, в зимние месяцы Таиланд.

Согласно тому же постановлению, в случае ввоза физическими лицами товаров, общий вес которых превышает 35 кг, в части такого превышения применяется единая ставка в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за килограмм.

К чему это привело у нас в крае?

За март-октябрь 2005 года туристы заплатили около 200 тыс. рублей таможенных платежей и налогов, а в 2006 году более 1,5 миллионов рублей. Однако на увеличение суммы уплаченных таможенных платежей повлияло не только уменьшение ввозимого беспошлинно количества товаров, но в большей степени открытие с июня 2006 года двух еженедельных международных рейсов направлением Красноярск-Пекин-Красноярск.

Анализ пассажиропотока и частоты перемещения людей показал, что в Китай из Красноярска летают в основном туристы, а также предприниматели, выезжающие в Китай для закупки товаров в коммерческих целях. Подавляющее большинство таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами, связано с превышением нормы в 35 кг. А коммерческие партии отправляются предпринимателями из Китая через фирмы, специализирующиеся на поставках товаров из Китая как авиационным, так и другими видами транспорта.

А бывают товары, от которых получатели отказываются? И что с ними в таком случае делает таможня?

Да, такие случаи бывают. Причины бывают разные: отсутствие денег на проведение таможенного оформления, отсутствие необходимых документов, поставка вне контракта по инициативе иностранного партнера. Если лица заявляют об отказе от прав собственности, таможенный орган передает заявление и документы краевому филиалу регионального Фонда федерального имущества – только эта организация имеет право на реализацию, уничтожение арестованного и конфискованного имущества, обращенного в собственность государства. РФФИ имеет право и на обращение в суд для признания имущества бесхозяйным: в 2006 году судами удовлетворено 22 заявления о признании имущества бесхозяйным. Часть его реализована за деньги, остальное передано безвозмездно (например, чучела крокодилов были отправлены в музей).

Хочу также добавить, что магазины с названиями «Таможенный конфискат» и т.п. к имуществу, конфискованному таможней, не имеют никакого отношения.

Одна из серьезных проблем – переселенцы, прибывающие в Красноярский край из ближнего зарубежья на постоянное место жительства. Есть ли льготы в оформлении личных вещей для них?

Да, физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, могут ввозить без уплаты таможенных платежей товары (за исключением транспортных средств), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные льготы применяются без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров.

Лица, признанные переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право ввозить без уплаты таможенных платежей (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) легковые автомобили, страной происхождения которых является Россия или государство СНГ, и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Россию.

Особо отмечу, что таможенные льготы могут предоставляться лицам, переселяющимся в Российскую Федерацию, в течение неограниченного времени со дня их первого въезда на территорию нашей страны с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства.

В то же время, согласно требованиям приказа ГТК России от 24.11.1999 № 815 таможенный орган вправе требовать от лиц, переселяющихся из иностранных государств в Россию на постоянное место жительства, соблюдения еще ряда обязательных требований. Если на день принятия таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых физическими лицом, отсутствуют документы, подтверждающие факт признания лица в установленном порядке переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются, а предоставление таких документов в последующем не является основанием для возврата уплаченных таможенных пошлин, налогов.

Расскажите о порядке подтверждения соответствия ввозимых автомобилей экологическому стандарту «Евро-2»?

С апреля 2006 года действует постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам вредных веществ автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ». Автомобили как иностранного, так и отечественного производства должны соответствовать международному стандарту «Евро-2». По моему мнению, внедрение «Евро-2» продиктовано стремлением России интегрироваться в мировой рынок, а вместе с этим и улучшить экологическую ситуацию в городах нашей страны.

Экологическая сертификация автомобильной техники производится в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ. Существует пять экологических классов – от 0 до 5. В настоящее время автомобили должны подходить под второй экологический класс. С 1 января 2008 года будет действовать третий класс, четвертый экокласс – с 1 января 2010 года, пятый – с 1 января 2014.

В паспортах транспортных средств есть такая строка – «экологический класс» – вот её-то и заполняют таможенники при выдаче паспортов транспортного средства на основании тех сведений, которые содержатся в сертификатах соответствия, а также таких документах, как «Одобрения типа транспортного средства» и «Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям».

Эти сведения формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и Федеральную таможенную службу. Ознакомиться с ними можно будет на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. Если марка и модель Вашего автомобиля идентичны представленному автомобилю в таблице, которая находится на этом сайте, на него сертификат предоставлять не нужно.

Если экологический класс транспортного средства (шасси) определить невозможно или собственник автомобиля оспаривает правильность указания класса, то определять его таможенники будут, используя сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. В нашем регионе они представлены Новосибирским центром стандартизации и метрологии, который получил государственную лицензию на осуществление такой деятельности. Все эти положения применяются при производстве таможенного оформления транспортных средств в отношении и юридических, и физических лиц, в том числе и тех, кто признан вынужденными переселенцами.

В случае несоответствия экокласса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, паспорта выдаваться не будут.

А проблемы с оформлением автомобилей по новым правилам у красноярцев есть?

Нет, очередей или ажиотажа, связанного с оформлением автомобилей по новым правилам, в Красноярской таможне нет.

По данным Сибирского таможенного управления, за 9 месяцев 2006 года таможенники изъяли почти 29 857 кг наркотиков. Показатель вырос в 109 раз по сравнению с прошлым годом! Можете прокомментировать?

Анализ показывает, что основные задержания наркотических средств происходят на границе. Вклад сотрудников Красноярской таможни, несмотря на тот факт, что мы внутренняя таможня, в общий вес наркотиков, изъятых всеми таможнями Сибирского таможенного управлении, –2, 726 кг героина.

Расскажите о показательных историях с наркотрафиком?

В апреле прошлого года в результате совместных мероприятий сотрудников подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков таможни и сотрудников РУ ФСКН по Красноярскому краю был задержан гражданин Кыргызстана, который спрятал под передней панелью автомобиля и перевез через границу 702,2 грамма героина.

В июне в аэропорту Красноярска задержали гражданина Таджикистана, который в собственном желудке перевез через 523,9 граммов героина.

За 2006 год по линии борьбы с наркотиками возбуждено четыре уголовных дела: два – по ч. 2 ст. 188 УК РФ – возбуждено таможней по факту контрабанды наркотических веществ; еще два – по ст. 228 УК РФ – возбуждено СС РУ ФСКН России по Красноярскому краю в результате совместных мероприятий с сотрудниками таможни.

Хочу сказать, что результаты были бы значительно выше, имейся в распоряжении оперативных сотрудников свои розыскные собаки и современная передвижная досмотровая техника. Радует, что в рамках Концепции развития таможенной службы до 2010 года предусмотрено развитие кинологических служб таможенных органов и снабжение их современными приборами, а пока пользуемся имеющейся техникой и «личным сыском».

Как много правонарушений было выявлено сотрудниками таможни в прошлом году? С какими нарушениями чаще всего сталкиваетесь?

За 2006 год рассмотрено более 20 материалов проверок с признаками преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, по которым отделением дознания таможни возбуждено 17 уголовных дел. Еще три уголовных дела ч.1 ст. 188 УК РФ возбуждены органами прокуратуры по материалам оперативно-розыскного отдела таможни.

Основными объектами нарушений таможенных правил были лес и лесоматериалы – 80 случаев, черные и цветные металлы (в том числе лом и отходы) – 6, легковые автомобили – 38, продукты питания – 7, бытовая техника – один случай, одежда, обувь -12. Стоимость товаров, являющихся объектами правонарушений, составила более 22 млн. руб., сумма наложенных штрафных санкций – 17 млн.руб., взыскано 3,6 млн. рублей штрафов.

Слышал, что ваши оперативные работники принимают участие в специальных операциях…

В настоящее время существующие современные информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявлять рисковые поставки. По каналам международной правоохранительной сети «CEN» «RILO-Москва» осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и малоизвестных способах ее сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, товаров военного и двойного назначения и т.д.

Что это даёт?

Это позволяет на практике реализовать принцип выборочного таможенного контроля в отношении поставок товаров группы риска и своевременно принимать меры по выявлению и предупреждению нарушений таможенного законодательства. Именно такая информация становится в дальнейшем основой для проведения выборочных досмотров, оперативно – розыскных мероприятий и специальных операций. Примером могут служить проведенные в 2004 году межрегиональные и международные операции «Эдельвейс», «Восток», Трезубец», «Локомотив» «Одер-2», «Порт», «Карелия» «Луч», «Парфюм», «Акциз», «Металл-3», «Лес-III» и другие, направленные на декриминализацию отдельных сегментов внешнеторговой деятельности. Международные операции проводились совместно с таможенными службами Швеции, Германии, Финляндии, Чехии, Польши и Дании. В последнее время активно развивается сотрудничество с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), которое приобретает конкретные формы в виде совместных расследований и проведении ряда специальных таможенных операций.

Как обстановка здесь, на местах?

В Красноярской таможне проводились мероприятия в рамках специальных операций «Плазма», «Брэнд», «Плагиат» направленных на усиление борьбы с контрабандой электробытовой техники, на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу РФ и незаконного оборота на территории РФ объектов интеллектуальной собственности иностранного производства. Мероприятия проводились во взаимодействии с отделом «К» ГУВД Красноярского края, территориальными ОВД и с Территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В ходе мероприятий установлены факты реализации импортных видеопрограмм с признаками контрафактности. Были собраны материалы, дальнейшая проверка проводилась сотрудниками отдела «К» ГУВД края, дела об административных правонарушениях направлены в суд. С целью наработки правоприменительной практики была проведена работа, собраны материалы и возбуждено дело по ст. 14.10 КоАП (незаконное использование товарного знака «Адидас»), дело направлено в арбитражный суд. Имеются и отрабатываются другие материалы.

Какие новшества в таможенных делах появились в последнее время?

С 1 января 2007 года в России вводится новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Введение в таможенную практику этого документа позволит унифицировать систему оформления грузов России и ЕС. В настоящее время в Европейском союзе и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) на грузы оформляется единый административный документ (ЕАД).

В России, помимо ГТД, для таможенного оформления товаров, перемещаемых транзитом, предназначен отдельный документ – транзитная декларация. В странах же Евросоюза и ЕАСТ единый административный документ используется универсально: при вывозе, ввозе и транзите товаров. Таким образом, российский аналог ЕАД будет сопровождать товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России. Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар.

Еще одна задача решится с вхождением России в процедуру общего европейского транзита: данные новой грузотранзитной декларации будут заноситься в единую компьютеризированную европейскую систему. Доступ к ней позволит российским таможенникам поставить барьер на пути так называемого «серого» импорта, повысит безопасность международных перевозок.

Михаил Львович, личные вопросы: по образованию Вы физик. Как и в связи с чем Вы решили связать свою жизнь с таможенным делом?

В таможню я пришел не сразу после преподавательской деятельности. Около 10 лет своей жизни я посвятил работе в системе МВД. Там получил навыки оперативной работы, изучил азы правоохранительной деятельности.

Таможня стала для меня новым этапом развития. В России начала развиваться внешнеэкономическая деятельность. В 1990 годах наша служба только зарождалась, и я постигал таможенное дело вместе с моими подчиненными, многие из которых стали мне настоящими друзьями.

В 1991 году Вы как уполномоченный Красноярской таможни организовали таможенное дело в Абакане. Знаете, как это делается, как должна строиться работа. Не так давно возглавили Красноярскую таможню. Недостатки видите, считаете ли нужным что-то поменять?

Считаю, все отделы таможни хорошо справляются со своими обязанностями. Мне приятно работать с целеустремленными и знающими свое дело людьми. У Красноярской таможни хорошие показатели по наполнению федерального бюджета. За 2006 год Красноярская таможня перечислила в бюджет страны 9 млрд.118 млн. рублей. Очень радует, что в Красноярском крае постоянно растет экономическая активность. Кардинальных перемен в работе таможни не планирую, но вижу, что для улучшения работы резервы есть.

 

Беседовал Олег Леонтьев

Рекомендуем почитать