Губернатор Красноярского края
Сначала Владимир Путин представил свою программу перед выборами в Госдуму, а потом уже и Дмитрий Медведев презентовал президентскую именно в Красноярске. На ваш взгляд, с чем связано такое внимание к региону со стороны руководства страны?
Красноярский край – один из самых бурно развивающихся регионов России. В 2007 году по темпам роста объема инвестиций мы опередили всех – и Москву, и Петербург, и наши нефтегазовые округа.
Кроме того, именно в Красноярске в последние годы был предложен ряд эффективных решений застаревших политических, экономических и социальных проблем. В частности, мы наглядно на практике продемонстрировали все преимущества и риски объединения нескольких субъектов Федерации, представили идеологию новой индустриализации Сибири и механизм частно-государственного партнерства.
Поэтому решение представить основные направления экономической политики России на среднесрочную перспективу в регионе-лидере, регионе-новаторе выглядит вполне логично.
Прошел экономический форум. Какие основные его итоги для Красноярского края вы можете обозначить? Какие мероприятия форума, на ваш взгляд, были ключевыми.
Проходных мероприятий на V Красноярском экономическом форуме не было. Были подписаны крупные соглашения, достигнуты договоренности о совместной работе над целым рядом перспективных проектов, реализованы масштабные социальные инициативы.
Однако доклад Дмитрия Медведева выделялся даже из этого ряда. Не буду касаться содержательной части выступления первого вице-премьера – его не раз излагали самым тщательным образом. Хочу высказать личные впечатления. На форуме Дмитрий Медведев мыслил масштабно, держался уверенно, говорил убежденно – как человек думающий и выстрадавший свои убеждения. Чисто по-человечески это подкупает.
Как в связи с положениями его доклада будут корректироваться инвестиционная и социальная политика региона?
Произойдут не глобальные изменения, а перемены в масштабах наших планов. Все 4 «И» Дмитрия Медведева – инфраструктура, инновации, инвестиции, институты – в той или иной степени уже реализуются на территории края.
Сибирский федеральный университет, который помимо подготовки высококвалифицированных специалистов, будет заниматься разработкой и внедрением в производство новейших наукоемких технологий, создание 12 современных центров подготовки рабочих кадров, масштабная программа модернизации автомобильных дорог, строительство сразу нескольких железнодорожных магистралей, трех крупных медицинских и спортивных центров. Это далеко не полный перечень проектов, которые точно вписываются в представленные первым вице-премьером приоритеты развития. Может быть, поэтому Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подтвердил свое согласие возглавить попечительский совет СФУ.
Финансирование этих направлений экономической политики из федерального бюджета заметно вырастет. У нас достаточно идей, которые нужно довести до уровня бизнес-проектов и представить для включения в федеральные программы.
Также хочу обратить ваше внимание, что все четыре соглашения, подписанные Советом администрации края на V экономическом форуме, можно назвать иллюстрацией для четырех «И» Дмитрия Медведева. К примеру, компания МТС намерена в течение трех лет вложить в технологическую модернизацию своей сети в Красноярском крае около четырех миллиардов рублей. Основные направления – обеспечение высокоскоростного мобильного доступа к Интернету по доступным тарифам, строительство сети мобильной связи третьего поколения. При этом МТС будет использовать самое современное оборудование, произведенное на Железногорском НПО ПМ прикладной механики имени Решетнева. В одном проекте и инновации, и инвестиции, и инфраструктура.
Кроме того, был подписан еще ряд соглашений, в частности – о социально-экономическом сотрудничестве между ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» и администрацией края, соглашение о сотрудничестве между администрацией края и ОАО «ГидроОГК». Могли бы вы кратко обозначить цель этих соглашений и рассказать об их социальных и экономических последствиях для региона.
Соглашения с СУЭК и ГидроОГК мы подписываем уже несколько лет подряд. Должен заметить, что все взятые на себя обязательства менеджмент этих компаний выполняет безукоризненно. Более того, они активно участвуют в реализации различных социальных проектов.
СУЭК в 2008 году выделяет на это 50 млн. рублей. Мы рассчитываем, что совместными усилиями с компанией и еще рядом предприятий уже в сентябре этого года наконец-то закончить переселение жителей поселка Дубинино из аварийного жилья в новые дома. Кроме того средства СУЭК будут направлены на строительство дорог, финансирование различных проектов в сфере медицины, культуры и спорта.
ГидроОГК выделило на реализацию социальных проектов в Красноярском крае – здравоохранение, культуру и спорт – 35 млн. рублей, однако эффект будет не менее впечатляющим.
Предполагалось, что на форуме должен был быть подписан меморандум о строительстве Северо-Сибирской железной дороги. Проект новый, о нем не очень много известно. Могли бы рассказать о нем? Поскольку подписание меморандума было отложено, скажите, когда ожидается его подписание?
Это обычная техническая задержка. Один из глав регионов, который должен был подписать это соглашение, по объективным причинам не смог приехать в Красноярск. Мы рассчитываем подписать это соглашение до конца марта.
Строительство Северо-Сибирской железной дороги – проект действительно стратегический. Фактически это второй БАМ, однако в отличие от Байкало-Амурской магистрали Северо-Сибирская железная дорога будет работать весьма интенсивно. Только по красноярской ее части ежегодно будет перевозиться до 10 млн. тонн леса и лесоматериалов, до 5 млн. тонн глинозема и значительные объемы нефтепродуктов. Это уже гарантированная нагрузка.
Предполагается, что строительство Северо-Сибирской магистрали позволит приступить к промышленному освоению целого ряда крупных месторождений полезных ископаемых как минимум в четырех регионах – Красноярском крае, Иркутской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
Проект чрезвычайно сложный (более 2 тысяч км по сложному рельефу!) и дорогой. Стоимость строительства Северо-Сибирской магистрали в действующих ценах составляет более 230 млрд. рублей. Именно поэтому главы всех четырех регионов решили работать над его реализацией совместно.
Александр Геннадиевич, одной из важных тем форума стало создание Красноярской агломерации. Какие риски, по вашему мнению, существуют? Какие пути решения вы видите?
Создание Красноярской агломерации – один из ключевых проектов среднесрочной программы социально-экономического развития нашего края. Хочу сказать – правительство и лично Дмитрий Медведев согласились с нашей точкой зрения и сейчас мы совместными усилиями готовимся к его реализации.
В чем суть. Даже самая огромная зарплата не сможет удержать человека, если он находится в неблагоприятном социокультурном окружении. Новое качество жизни невозможно построить в разваливающейся хрущевке, на разбитой дороге, в отсутствие театров, библиотек, выставок, музеев, интенсивной духовной и культурной жизни.
Красноярск – столица нашего края – должен стать центром притяжения не только для сибиряков, но и всех жителей России. А для этого нужны новые решения, новые идеи и на очень длительную перспективу.
Наши города, как и многие другие, развивались довольно хаотично. Поэтому «Красноярск-2020» – это в первую очередь новый современный генплан, который не станет препятствием для развития и через 50 лет.
Интересует ваше отношение к заключительной стадии проекта – проведении в краевом центре Всемирной выставки 2020. Нужна ли нам эта выставка, в случае если будет принято решение о ее проведении в Красноярске, хватит ли у города ресурсов для этого?
Хотите, я Вас немного напугаю? Обычно на мероприятия такого уровня как Всемирная выставка достижений человечества приезжает порядка двадцати миллионов человек. Чтобы был понятен масштаб, еще одна цифра – на V Красноярский экономический форум приехало чуть больше 2 тысяч человек.
Поэтому для нас проведение ЭКСПО-2020 – не самоцель, это ориентир, лакмусовая бумажка, которая поможет нам понять, что еще нужно сделать, чтобы Красноярск стал одним из самых привлекательных для жизни городов мира.
Многие считают, что красноярский форум стал переговорной площадкой для бизнеса и политики. По вашему мнению, насколько это суждение справедливо, как это доказал прошедший форум?
Красноярский экономический форум действительно стал площадкой, где представители государства Российского, крупного отечественного и зарубежного бизнеса, международного экспертного сообщества обсуждали наиболее актуальные проблемы нашей экономики. Именно в ходе такого заинтересованного обсуждения был выработан столь эффективный механизм реализации крупных инвестиционных проектов как государственно-частное партнерство.
Несмотря на высокий статус экономического форума, очевидно, есть какие-то упущения и недоработки, которые не позволяют мероприятию развиваться в полной мере. Скажите, какие недостатки вы увидели на минувшем форуме?
Подавляющая часть недостатков, упущений, недоработок носила рабочий характер и, как правило, связаны с нехваткой опыта проведения подобных мероприятий у персонала. Думаю, что нам под силу устранить их уже в следующем году.
Сложнее с другим. В Красноярске по-прежнему недостаточно развита инфраструктура. Для проведения столь масштабных мероприятий как международный экономический форум необходимо больше комфортных гостиниц и деловых центров, нужно строить хорошие автомагистрали, тщательно продумать организацию дорожного движения, системы общественного питания и культурного досуга.
Красноярск в его нынешнем виде просто физически не сможет решить эту задачу – элементарно места не хватит. Именно поэтому вместе с администрацией города сейчас идет такая серьезная работа над проектом Красноярской агломерации.
Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил на форуме, что если акции КНП выставят на продажу и их цена будет адекватной, компания готова будет участвовать в торгах. Так будет или нет продан КНП и если да, то каким может стать пакет и какова его примерная цена?
Мы получили предложение компании «Роснефть» о продаже крупного пакета акций АО «Красноярскнефтепродукт». Сейчас мы его изучаем, как и любое другое предложение, к нам поступающее.
Записал Олег Леонтьев