Провальная премьера в театре музкомедии
Если бы в театрах существовала антипремия вроде кинематографической «Золотой малины», в Красноярске в этом сезоне ее бы имела все шансы получить последняя премьера театра музкомедии — «Оскар» на музыку Марка Самойлова. Заезжий режиссер Владимир Кучин «обогатил» репертуар театра откровенной халтурой.
Кому-то сюжет «Оскара» знаком по одноименному французскому фильму с Луи де Фюнесом, кому-то — по его американскому римейку с Сильвестром Сталлоне. Довольно забавная комедия положений, где действительно есть над чем посмеяться. Амбициозный юноша просит у своего шефа руки его дочери. А когда получает отказ, признается, что обворовал потенциального тестя на кругленькую сумму. И готов вернуть ее лишь при разрешении на брак. Последний вынужден согласиться. Но, как вскоре выясняется, богатая наследница, которой так настойчиво добивался молодой прохиндей, вовсе не его возлюбленная. И понеслось, ситуация запутывается с каждой сценой.
Но все это — в фильмах. Нет, в спектакле Кучина путаницы тоже хватает. Да вот только хаос этот не имеет ничего общего с анекдотичными хитросплетениями французской комедии — избыточно хаотична сама постановка. Ни о какой цельности замысла режиссера говорить не приходится — такое ощущение, что здесь все перемешано абы как: какая-то случайная сценография, нелепые костюмы, странные характеры героев, где каждый играет кто во что горазд. Единственное, что хоть как-то смотрится, — хореография Николая Реутова, в его работе все четко и органично. Но для «Оскара» даже профессионально поставленные танцы — что мертвому припарка. И спектакль в целом они не спасают.
…Представьте себе громоздкий подиум посередине сцены, на котором по ходу сюжета дефилируют все персонажи. Что это — некая ярмарка тщеславия или просто парад действующих лиц? Не стоит ломать голову: никакой логической связи с происходящим в спектакле сценография Натальи Мироновой не имеет.
Как трудно чем-либо объяснить и пестроту ее костюмов, выдержанных почему-то в разных стилистиках. Что, например, хотела сказать художник, обрядив Бертрана Барнье (Николай Галактионов) в тапки в виде собак, в халат тигровой расцветки, под которым скрывается пижама с нарисованными морковками, а на голову героя надев ночной колпак в виде морды кролика? Просто зоосад какой-то! И почему его жена Жермена (Наталья Демихова) выходит на сцену в мундире Наполеона? Лобовой намек на властную женщину и ее подкаблучника-мужа? Но идея костюмов ничем не подкреплена, Бертран не производит впечатления слабака — хитрый расчетливый деляга, возможно, не слишком умный. Однако не более того.
А почему у соискателя руки его дочери Кристиана (Алексей Казанцев) за спиной ангельские крылышки? Это что, тоже такая аллегория? Но и Кристиан далеко не влюбленный простак, его чувство небескорыстно. И уж совсем непонятно, почему он весь спектакль жеманничает, словно заигрывает со своим будущим тестем. Причем делает это как-то весьма сомнительно.
Подобными фальшивыми интонациями вообще неожиданно оказалась пронизана вся атмосфера спектакля. Вслух это не произносится, но в воздухе словно носятся характерные реплики вроде «Уйди, праативный!» — настолько противоестественно зачастую изъясняются актеры. В такой манере обычно пародируют представителей секс-меньшинств. Но по сюжету в «Оскаре» вроде бы нет ничего подобного. Тогда к чему здесь такие вот «находки»?! Становится жаль артистов, заметно беспомощных в этой невнятице. О чем спектакль, для кого он, на какую аудиторию? Нет ответа. Какое-то бездумное комикование — и весьма посредственное.
Театру в последние годы вообще не везет на режиссеров — среди настоящих удач можно назвать только мюзикл «Скрипач на крыше» в постановке Александра Зыкова. И труппе, уже несколько сезонов работающей без сильного главного режиссера, можно искренне посочувствовать. Но тем большее недоумение от новости, что на этот пост назначен Николай Покотыло — режиссер, проваливший в нынешнем сезоне сразу обе своих постановки в красноярских театрах: его «Овода» и «Снегурочку» в пух и прах разнесли критики. Какие спектакли нас ожидают при таком раскладе в следующем сезоне — перспектива удручающая.
Единственный просвет в этом сумрачном окошке — готовящаяся в театре премьера «Сильвы» в постановке Александра Зыкова. Спектакль будет явно неожиданным для поклонников классической оперетты. Но в том, что зрителям скучать не придется, можно не сомневаться.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»