Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Неправильно, часть четыре

Неправильно, часть четыре

26.11.2008
5

Продолжается фестиваль неправильного кино - соответственно, продолжаются и наши неторопливые разговоры о фестивальных фильмах. Сегодня в объективе - итальянская провинциальная пастораль с секретом и кино 90-х в бразильском варианте.

В итальянской "Дистанции" рассказывается довольно привычная для европейских драм средней руки история - сонный провинциальный городок, куда приезжает новая красивая женщина, учительница Мара, вызывающая легкий фурор (она даже с автобуса сходит в красном пальто, вплывая ярким пятном в их вечный белёсый туман). Мужчины начинают понемногу ходить вокруг неё кругами - местный владелец табачной лавки, шумный толстяк при деньгах и с женой, выписанной из Румынии по интернет-каталогу, настойчиво целует ручки и норовит облапать. 18-летний Джованни, недавно начавший работать местным корреспондентом в центральной газете, тайком читает её электронную почту, умыкнув пароль в процессе помощи с настройкой интернета. Хасан, тихий иммигрант из Туниса, работающий в автомастерской, по ночам приходит к её дому поглазеть в окна. Потенциально на этаком материале можно было заделать бомбу со множеством направлений, по которым могли разлетаться осколки - и одержимость другим человеком, и тяга к вуайеризму, и разные запретные страсти, и даже жизнь иммигрантов в Европе (обязательная тема европейского кино последнюю десятилетку где-то). Но режиссер Карло Маццакуратти разворачивает эту историю настолько отстраненно, что его ненавязчивость довольно быстро оборачивается банальной скукой. Где-то после часа с небольшим, когда мысль покинуть зал кажется всё более симпатичной, фильм закладывает изящный вираж и превращается в историю убийства. В этом месте нешуточно взбадриваешься, думая - о, это был концепт, это был специальный низкий старт, а вот сейчас начнётся важное - но бодрость проходит минут через 10, ибо дальнейшее Маццакуратти рассказывает все с той же летаргической ненавязчивостью. Чёрт знает - то ли ему не хотелось давить на болевые точки до такой степени, что он вообще убрал руки от всяческих возможных акцентов, то ли что. Там в фильме в один момент объясняется название - редактор объясняет молодому журналисту, что ему непременно надо сохранять некоторую дистанцию между собой и материалом своего исследования, а в финале журналист за кадром говорит, что, мол, не нарушь он эту дистанцию, не вовлекись эмоционально в убийство, оно бы так и осталось не раскрытым. Так вот, сам Маццакуратти собственной морали не следует совершенно - дистанция между ним и его фильмом выходит какая-то непреодолимая. Спасибо хоть артистку хорошенькую в главную роль взял - нечто среднее между француженкой Марион Котийяр и нашей коллегой Леной Федоровой. Хоть на кого-то было приятно смотреть эти летаргические два часа.

Бразильское "Кармо" - кино довольно сумбурное, но живое - на этом фоне смотрелось куда лучше. До Бразилии, судя по всему, докатилась мода на кино 90-х - с дергающейся камерой, крупными планами, какими-то смешными гай-ритчивскими титрами тут и там, чернушно-брутальным юмором на грани фола, кретинскими бандитами с идиотскими телегами и так далее. И всё это помножено на национальный колорит - действие разворачивается на живописных бразильских задворках, в неописуемых крошечных городках, раскиданных вдоль дорог, где процветает насилие и бандитизм, где каждый мужик считает своим долгом немедленно трахнуть каждую девушку, что попадётся ему на пути, а любая придорожная халупа обязательно увешана огромным количеством разноцветных лампочек. По этакой пересеченной местности едет с товаром фальшивых японских магнитофонов Марко, контрабандист-инвалид, которому на голову сваливается Кармо - долговязая балбесина, сбежавшая из дома в поисках лучшей жизни и традиционно попавшая в ещё худший переплёт. Дальше на их пути будет много безумных и опасных ситуаций, невероятных совпадений и прочей положенной по плану ерунды, но в конце всё будет хорошо - потому что фирменная латиноамериканская сентиментальность всё равно упрямо прёт через дергающуюся камеру, крупные планы, чернушно-брутальный юмор на грани фола и всё остальное. Отдельно хотелось бы отметить Феле Мартинеса, исполнителя роли Марко - обычно он играет таких положительных симпатичных юношей, а тут он, изможденный, исхудавший, с дурацкой бородой и какими-то залысинами, выглядит намного старше и вообще похож на нечто среднее между Робертом Патриком, Гэри Олдманом и Кристианом Бэйлом в фильме "Машинист". И смотрит ещё всё время так напряженно. Молодец, в общем, никогда не видел его в такой роли.

С.М.

 

Рекомендуем почитать