>
>
«Миллионер из трущоб»/ “Slumdog Millionaire”

«Миллионер из трущоб»/ “Slumdog Millionaire”

16.02.2009
24

Режиссер — Дэнни БойлМиллионер из трущоб
В ролях: Дев Патель, Анил Капур, Фрейда Пинто, Аюш Махеш Хедекар
Продолжительность — 112 м

Кажется, кинорежиссер Дэнни Бойл умеет работать только на крутых стилистических виражах. От фильма к фильму его бросает из крайности в крайность — от романтической комедии к экологическому триллеру, от зомби-ужастика к научно-фантастической эпопее. Теперь вот забросило аж в Индию — и этот десант впервые принёс режиссеру то, чего, казалось, он со своими резкими выкрутасами не дождётся никогда. А именно некоторую респектабельность, и даже кучу номинаций на «Оскар».

В принципе, понятно, почему из всех бойловских фильмов именно «Миллионер из трущоб» вызвал столь единодушный общественный отклик. Несмотря на некий кажущийся радикализм жеста — снять кино целиком на натуре в Индии, да ещё и набрать в главные роли сплошь никому не известных индийских актёров (хотя в этом месте поклонники сериала «Молокососы» вполне могут со мной поспорить) — «Миллионер из трущоб» вышел, пожалуй, наиболее традиционным фильмом Бойла. Историю 18-летнего сироты из трущоб, который вдруг выиграл 20 миллионов рупий в телешоу «Кто хочет стать миллионером», правильно ответив на все вопросы викторины, режиссер раскручивает как этакую современную сказочку с непременным счастливым концом. Юный Джамаль проплывает сквозь череду страшных, ужасных, смешных и невероятных событий этаким Иванушкой-дурачком с чистым сердцем и оттопыренными ушами, и сомнений в том, как всё закончится, не появляется, кажется, ни на секунду.

Реальную Индию Бойл снимает на довольно стремительных скоростях, и из фильма порой реально вырывается довольно мощная энергетика, как в каком-нибудь бразильском «Городе Бога». Другое дело, что Индия в «Миллионере» так и остаётся набором таких красочных глянцевых фотографий в толстом и хорошо изданном путеводителе. Вот красочные трущобы, вот Тадж-Махал, вот переполненные поезда, вот уличные попрошайки, вот бандиты — и в любой момент можно поцокать языком и покачать головой, мол, ай-я-яй, как ужасно там всё у них. Но глубже такой реакции фильм не идёт ни разу — и, в принципе, прекрасно понятно, почему. Не исключено, что вся Индия целиком понадобилась Бойлу исключительно ради того, чтобы с помощью формата «как бы» индийского кино полностью развязать себе руки. Разве могут быть какие-либо претензии к нереалистичности в индийском кино? Конечно, нет — и Бойл открыто этим пользуется, с некоторой неистовостью накручивая мелодраму на мелодраму и добивая ещё большей мелодрамой, и ему это правда легко сходит с рук, особенно когда в самом финале «Миллионер» даёт настоящего Болливуда и выкатывает сногсшибательный танцевальный номер. И в этом месте отчетливо понимаешь, что спорить с такой постановкой вопроса совершенно не хочется. Да, мелодрама, да, манипуляция — но чёрт с ним, когда есть такая музыка и такие танцы.

Вердикт Кочерыжкина - вполне славная современная сказочка.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать