К концу сезона в Красноярском театре оперы и балета произошло сразу несколько серьезных изменений — как творческих, так и административных. Одно из самых значительных — ведущая солистка театра, заслуженная артистка России Вера Баранова назначена заместителем художественного руководителя театра по опере.
Отлаживание механизма
На широкую публику это назначение, возможно, и не произведет особого впечатления. Веру Баранову можно по праву назвать любимицей публики, и для слушателей важно, чтобы она и впредь радовала их своих искусством. Но для самого театра этот кадровый шаг очень важен. Год назад его художественный руководитель Сергей Бобров пригласил к себе замом по балету солиста Большого театра заслуженного артиста России Марка Перетокина. Заявив, что делегирует ему все рабочие вопросы с балетной труппой, а сам будет больше внимания уделять стратегии развития театра. Тогда же Бобров объявил, что ищет зама и по опере. То, что его выбор в итоге пал на Веру Баранову, не случайно: помимо профессии оперной певицы, у нее также есть второе высшее образование — управленческое. А свои организаторские способности она уже не раз успешно проявляла во множестве сольных проектов и фестивалей.
- Театр должен быть отлаженным механизмом, — пояснил необходимость кадровых перемен Сергей Бобров. — Хочется так организовать процесс, чтобы каждый делал только свое дело. К сожалению, на сегодня я необходимой четкости работы здесь не наблюдаю. Вы знаете, когда я ставил в Красноярске свой второй балет «Щелкунчик», последнюю деталь реквизита — маску — мне принесли через 10 минут после начала премьеры. И подобные авралы у нас постоянно, что очень мешает творчеству. Сейчас вот специально создали творческую канцелярию, которая будет заниматься расписанием всего театра.
А первый вопрос, которым пришлось заниматься новому заместителю по опере, — грядущая в мае аттестация солистов театра. Как подчеркнула Вера Баранова, ее процедура пройдет в форме тайного голосования, с независимыми экспертами, приглашенными со стороны (что позволит избежать ненужных кривотолков). Аттестация — отличный шанс каждому солисту показать, на что он способен. А кому-то по ее результатам необходимо будет заняться совершенствованием своей формы. Кстати, дабы помочь в этом артистам, руководство театра намерено приглашать опытных концертмейстеров и педагогов. Также на базе театра планируют создать конкурс молодых вокалистов.
- Проведение в Красноярске балетного конкурса им. Улановой стало очень серьезным профессиональным стимулом для солистов балета, — отметил Сергей Бобров. — Хочется, чтобы и у певцов был такой же стимул — и у своих, и у приглашенных. Последние могли бы не только показать себя, но и, возможно, остаться работать в нашем театре.
Громадье премьер
Что касается творческих планов театра, то они еще более грандиозные, на радость публике. Вера Баранова объявила, что не собирается в ближайшие годы отказываться от карьеры певицы. И 22 мая в театре пройдет ее очередной бенефис — на этот раз в партии Виолетты.
- Осенью я отметила 15-летие своей творческой деятельности, — рассказала артистка. — А еще исполнилось десять лет с того дня, как я пою «Травиату», она одна из самых дорогих мне. В мае у меня это будет уже 50-ый спектакль. Причем я пела «Травиату» не только в театре Красноярска, но и в Санкт-Петербурге, в Саратове, в Монголии, в Великобритании, много было концертного исполнения этой оперы. Поэтому и решили сделать ее бенефис в моем исполнении. Партию Альфреда будет петь известный московский солист Михаил Урусов, приглашен дирижер из Новосибирска Александр Новиков, сейчас ведем переговоры с баритоном. Хочется представить «Травиату» очень сильным составом.
Ближайшая из премьер в театре — балет «Анюта» В. Гаврилина в постановке народного артиста СССР Владимира Васильева. Она состоится 25 июня, и, что примечательно, партию Петра Леонтьевича на премьере будет танцевать сам Васильев, а Артынова — Марк Перетокин.
В начале следующего сезона в театре ожидается не менее значительная оперная премьера — «Пиковая дама» П. Чайковского. Несколько лет назад в адрес театра был высказан упрек, что в его репертуаре мало русских опер. Сейчас ситуация выровнялась — выпущены «Снегурочка» и «Евгений Онегин», «Пиковая дама» продолжит этот ряд. Работа над спектаклем уже началась. Музыкальным руководителем постановки приглашен главный дирижер Большого театра Александр Ведерников. «Пиковая дама» готовится как совместный проект с Норвежской оперой, и о качестве декораций, костюмов и режиссуры будут вестись консультации с театрами Европы. В Красноярске премьера спектакля состоится в двадцатых числах ноября. А в 2010 году труппа вместе с приглашенными голосами (их имена определит Ведерников, и озвучены они будут в начале следующего сезона) представит спектакль на сцене Норвежской оперы.
- В чем особенность будущей премьеры? Хочется сделать акцент на социальной значимости этого произведения, — отметил Сергей Бобров. — Проблематика «Пиковой дамы», на мой взгляд, очень созвучна нашему времени. Речь не о массовом увлечении карточной игрой — сегодня это как раз не актуально. Гораздо важнее тема сословных различий, разности Германа и золотой молодежи, которая сидит за карточным столом, и вполне объяснимо желание Германа попасть в тот круг. Сейчас, во время кризиса, образно говоря, даму пик получили многие, общество разделено слоями. Но добавлю, что, ставя спектакль о проблемах современности, мы не собираемся одевать артистов в современные костюмы — это давно уже не ново. Нет, действие будет происходить в XIX веке, как и задумывал сам Чайковский. Просто, когда создавалась опера, директор императорских театров Всеволожский настоял, чтобы действие перенесли в XVIII век. Мы будем исходить из замысла композитора.
Зато в спектакле намечаются некоторые технические новации. Так, для большей звуковой динамики через оркестровую яму будут переброшены специальные мосты, и в какие-то моменты солисты будут находиться прямо перед первым рядом зрителей. А декорации по ходу сюжета будут перемещаться по сцене — по принципу классических мюзиклов.
Рыцарь балета
Сергей Бобров отмечен в этом году призом журнала «Балет» — почетным званием «Рыцарь балета». Награждение состоялось 28 апреля в Москве. Лауреат представил на церемонии фрагмент из своей будущей постановки — балета «Портрет Дориана Грея», с ведущими солистами театра Анной Оль и Николаем Чевычеловым. Премьера этого спектакля состоится в Красноярске в 2010 году.
Также в следующем году в театре ожидаются премьеры опер «Электра» Р. Штрауса и «Любовный напиток» Г. Доницетти. По словам Веры Барановой, на этой опере Доницетти очень удобно совершенствовать вокальное мастерство. На каком языке будут поставлены оперные спектакли, пока не определено.
Возвращение тенора
В красноярской оперной труппе — ценное пополнение. В театр пришел работать солист Мариинки Михаил Вишняк. Символично, что певец вернулся в родной город — родился он в Красноярске и когда-то здесь работал.
Образование Михаил Вишняк получил в киевской консерватории. Пел в красноярском оперном, в Московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в Мариинском театре. В последнем, кстати, он остается приглашенным солистом.
- В репертуаре Мариинки есть оперы, где я практически один пою ту или иную партию, — пояснил артист. — Например, «Псковитянка» Римского-Корсакова. Год назад я пел в ней заглавную партию на премьере. А сейчас меня попросили исполнить ее на фестивале «Белые ночи». Но все равно, основным моим местом работы будет Красноярский театр оперы и балета.
Причину своего возращения в Красноярск Михаил Вишняк не скрывал — потребность петь, и петь как можно больше. Нет, в Санкт-Петербурге ему не приходилось жаловаться на отсутствие работы, он выступал со многими выдающимися дирижерами. Но в репертуаре красноярского театра есть спектакли, которые для него как для певца особенно привлекательны — «Мадам Баттерфляй», «Отелло», «Кармен», готовится «Пиковая дама». Творческие устремления артиста удачно совпали с планами руководства театра.
Кстати, в партии Хозе в «Кармен» публика могла услышать Вишняка 26 апреля. Эту партию он впервые спел именно в Красноярске, еще лет десять назад. А 30 мая Михаил Вишняк исполнит партию Отелло в одноименной опере.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»