Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Культура смерти

Культура смерти

12.05.2009
2

Нынешнее человечество собралось жить долго. Оговоримся, что не все целиком. Отдельные представители. Мода российских олигархов — содержать маленький частный институтик, где ученые роют им секрет долголетия. Ну, вроде как алхимики при дворе уважающего себя монарха думали о философском камне, тоже мода была.

Давайте предположим, что рано или поздно получится. Не эликсир бессмертия вырвать, но срок нормального умирания существенно растянуть. Он уже, если кто не помнит, два раза в истории человечества удваивался. При сменах уклада. Так, в первобытно-общинном укладе принято было жить лет 20 (до 30 лет доживали шаманы и прочие редкие, но крайне важные старики), в аграрном — где-то до 40. Христос был пожилым человеком. И даже еще в 19 веке мелькнула строчка у Лермонтова: «В комнату вошел старик лет сорока…». Сейчас мы на пике, он же предел, индустриальной фазы. В развитых странах, где более-менее нормально с медициной, нормальная смерть приключается где-то в районе 80 лет. То есть в 60 еще скоропостижная кончина, а в 100 уже долгожитель, можно брать интервью. Жизнь с каждой новой большой фазой именно что удваивалась. И вовсе не такой уж полет фантазии, но линейное продолжение, и не более, версия о том, что удвоится еще раз. То есть постиндустриал даст 150—200 лет как норму жизни. А дальше — больше.

Сколько отмеряно?

Сначала технология попадает в руки элит. То есть на то и элитарий, что мимо него это не пройдет. А вот дальше приключится развилка. Ну, то есть один сценарий, когда технология идет в массы, это перенаселенность, старение культуры, это свои радости и свои беды, но мы о другом сценарии.

До сих пор элитарий и массовый человек могли отличаться как угодно — качеством жилища, связи, мобильности, пищи, секса, но вот помирали почти в один срок. Разрыв в 20—30% не считается. Ну, вот российский работяга-мужик кидает кони в среднем в 60 лет, а российская номенклатура доживает, положим, до положенных по укладу 80, если в среднем. Это мелочи. Но можно вообразить мир, где человек доживает либо до 25 лет, либо до 50, либо до 150 — в зависимости от своей касты, назовем это так. Причем никто его не насилует. Добровольно доживает.

Вот о возможности такой культуры и хотелось бы поговорить. Тем более что нечто, похожее на нее, проклевывается на планете в последние десятилетия.

Давайте начнем с глубокого и жестокого вопроса: до какого предела человеку имеет смысл жить? Ответ современной секулярной цивилизации: чем больше, тем лучше — без всяких пределов. Но можно вообразить и другой ответ. У викинга, самурая, патриция-стоика. Пусть не покажется хамской такая аналогия: до какого времени надо оставаться на вечеринке? Обязательно ли до утра? Нет. Оставаться имеет смысл, пока у тебя есть интерес на этой вечеринке. Пока ты хочешь — есть, пить, рассуждать, флиртовать, короче, делать то, зачем ты сюда и попал (тебе виднее, зачем попал). Обидно уходить после всего лишь пары рюмок, если ты пьешь. Но и пара бутылок «беленькой» тоже как-то… обычному человеку вряд ли потребно. 20 минут для хорошего разговора мало, но 20 часов — много. Есть соразмерность. Действуют, исходя из нее. Когда выпиты твои обычные 400 грамм, съедены две нормы ужина, с Петей обо всем перетерли, а Маша не соблазняется ну никак — время откланиваться. Вечеринка, уходящая в бесконечность, это не праздник, это ад. Например, запой — не такое уж счастье, верно?

Для человека, верующего в бессмертие души, пребывание на земле — не более чем эпизод. «Рабочий день», «взятие урока», «вечеринка» — в зависимости от настроя. Относиться надо, как к эпизоду. Когда все смыслы эпизода исчерпаны, вполне нормально возопить к судьбе: давайте уж закругляться!. Партия сыграна. Осталось скинуть дурную трефовую семерку, и — раздавайте по новой.

Пределы и уделы

Так вот, продолжим нашу — как ее назвать? — философию жестокости. Когда исчерпываются смыслы жизни? А это смотрякакой жизни. Смотря какой жизнью человек живет, у него наступает разная точка акмэ, вершины жизни, ее полноты и смена восходящей линии на нисходящую.

Вот человек живет сугубо чувственным способом. Секс, легкий спорт, легко совмещаемый с легкими же наркотиками. Карьерных и образовательных амбиций нет. Вопрос — где пик этой жизни? Ответ — 20 лет. Для типового гопницкого парня это вершина жизни, может быть, даже 16—18 лет. Это когда уже все можно по-взрослому (бухать, совокупляться, подкуривать, пугать собой прохожих), но здоровье все позволяет, и обязалок нет. Живешь на деньги родителей, школа и вуз, халява. Дальше будет только хуже: с потенцией, печенью, появится работа (чистый пассив в бухгалтерии такой жизни), семья (тоже обычно пассив), водка не будет вставлять, как раньше, уже в 30 лет все явственным образом хуже, дальше — чистое вымирание. Еще более наглядно это у девушек.

Но это если человек шудра, сугубо чувственное существо. Если, пользуясь тем же символическим словарем, человек вайшья, это уже мастерство -профессия — карьера, это смысл — когда в современной РФ достигают делового потолка? — ну, лет уже до 50 как минимум. Наконец, приключаются какие-то совсем особенные люди. Наполеону, а равно Канту и Гете, имеет смысл обретаться на земле до естественного конца, и даже подольше. Тут вопрос такой: тебе есть что добавить? Ну, представьте: 200-летний Наполеон правит миром, люди могут брать уроки у 300-летнего Канта, а?

Низшие страты ни в коей мере не должны быть подвержены геноциду (хотя бы в силу того, что геноцид — как раз любимое оружие низших, быстро сортирующее их наверх). Надо просто не мешать людям. К тому и идет. У писателей Брета Истона Эллиса и Мишеля Уэльбека про то писано. Никаких утешителей, вся культура шепчет, что это мир для молодежи и еще для шибко крутых, других не звали.

Осталось начать раздавать этил и опиаты в каждой аптеке, легализовать эвтаназию, вместо спасения самоубийц — культ их последнего деяния. Соответствующие субкультуры. Некогда Папа Римский Иоанн Павел Второй назвал это дело «культурой смерти». Папа ее осудил. Но название красивое. Многим понравится.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать