>
>
«Путь»

«Путь»

25.05.2009
16

Режиссер — Владимир Пасичник
 В ролях: Дмитрий Носов, Иван Кокорин, Дмитрий Максимов, Максим Тынянов, Олег Тактаров, Ирина Чащина, Николай Валуев, Майкл Мэдсен
Продолжительность — 110 мПуть

В умении направить зрителя по не совсем верному (ой) пути нашим кинематографистам давно нет равных. Редкий ролик отечественного фильма хоть сколько-нибудь даёт понять, что конкретно в нём будет происходить, это верно — но фильм «Путь» взял в этом направлении какую-то новую, недостижимую прежде высоту.

В ролике «Пути» тоже почти не было конкретики — но всё же из него можно было понять, что речь пойдёт о каких-то военных приключениях русского спецназа в экзотических местах. Упоминались там и реальные бойцы реального монастыря Шао-линь, якобы впервые попадающие в объектив кинокамер. Из всего этого вытанцовывалась такая амбициозная попытка снять отечественный вариант фильма о боевых искусствах, да ещё и на правильной натуре — идея, в общем, не самая дурная на свете. На деле же, как оказалось, ролик затрагивал события, занимающие примерно треть фильма — а в остальное время на экране творится такое, что сразу и не описать. Если коротко, то вокруг вылазки нашего спецназа в джунгли наворочено такой свирепой, непроходимо густой мелодрамы, что глаза на лоб начинают лезть уже минуте на 15-й.

По большей части «Путь» выполнен в стилистике постперестроечной чернухи — именно тогда происходит становление героя, которое нам дают обширнейшим флэшбеком, — и на соответствующем уровне надрыва. Герой разрывается между светом и тьмой — тьмой заведует местный пахан, щелкающий семечки из тазика, а за свет отвечает секция по самбо, тренер которой спас героя во время его первого незадавшегося ограбления на рынке. К свету его также тянет друг по секции Дима, влюбленный в девочку-гимнастку, а со стороны тьмы привлекательно сверкает трусами из-под юбки юная сожительница пахана по прозвищу Жучка, к тому же ещё и немая. Минуте на 4-й героя бьют ножом за то, что сбросил во время ограбления чужой ствол; минуте на 10-й он уже охранник на дискотеке, где друга Димку пристрелит местный авторитет, за которого недальновидно (и, конечно, совсем не по любви) вышла девочка-гимнастка. Герой выкинет авторитета в окно, но друг Дима, умирая на больничной койке, перед последним вздохом успеет взять всю вину на себя. На похоронах тренер по самбо похлопает героя по плечу и скажет: «Завтра на призывной пункт. Вам с Димкой повестка пришла, в спортивную роту служить». Герой вздохнёт, скажет «Эх, Димка, Димка», и поднимет очи к небу.

И это — только небольшая часть сюжета, сплошь построенного на каких-то невероятных совпадениях и допущениях. В какой-то момент герой бежит по лесочку до части и напарывается на перевернувшийся грузовик с зеками — оттуда немедленно выскакивает Николай Валуев и начинает героя мутузить. (Впрочем, минут через 5 он бесследно пропадает с экрана). Реальные места съемок используются в качестве этаких открыток с горделивой надписью «Смотрите, что мы достали». Настоящая Китайская стена и настоящий Шао-линь фигурируют только в страннейшем прологе, который вообще непонятно как связан со всей остальной историей. (Видимо, метафорически). В какой-то момент команда спецназа, в которую попадает герой, прилетает на настоящий американский авианосец, на котором их встречает настоящий Майкл Мэдсен — правда, ни тот, ни другой хоть сколько-нибудь заметной роли не играют вообще. (Разве что Мэдсен даёт повод Олегу Тактарову ввернуть пару фраз на ломаном английском). Во время секретной операции в джунглях герой получает важную информацию путём — внимание — буквального проникновения собственного сознания в мозг противника. Причём вся эта развесистая клюква сделана с невероятно серьёзным лицом, будто авторы сами истово верят во все те банальности про избрание пути, что герою изредка шепчет в воспоминаниях его учитель. Наверное, можно за них в этой связи порадоваться.

Вердикт Кочерыжкина — удивительная по-своему попытка поженить фильм Дмитрия Астрахана с боевыми искусствами, предсказуемо невменяемая на выходе

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать