Уже 45 лет красноярский художник Виктор Белинский пишет православные храмы. В его коллекции — порядка 500 работ, пожалуй, ни у одного российского художника нет столь богатого наследия на эту тему. И каждая церковь написана с натуры.
- Я еще студентом заболел - темой Руси, ее храмами, — улыбается Виктор Петрович. — На художественную практику в Москву и Ленинград наш курс поехал через Новгород, где была родина нашего педагога. Там-то меня эта тема и захватила. А еще с детства запомнились впечатления — Покровский собор, полуразваленная церковь на Стрелке, где сейчас стоит БКЗ… Остальные храмы использовались в те годы под хозяйственные нужды.
Свою первую работу на эту тему, «Деревенька моя», художник тоже посвятил детским воспоминаниям. На картине — старые деревянные домики деревни, где жила бабушка, разрушенная церквушка… Сейчас это произведение находится в фондах Красноярского музея им. Сурикова.
Но выставить в советское время полотна с изображением церквей — об этом можно было даже и не мечтать. Редко-редко, вспоминает художник, проскочит какая-нибудь работа среди пейзажей (еще одной любимой темы Белинского) — и то по счастливой случайности, если вдруг недоглядел местный Союз художников.
Да что там Союз художников — его и в милицию когда-то забирали за столь крамольное занятие!
- Однажды приехал в Торжок, стою на взгорке, пишу монастырь. Подходит милиционер: «Кто вам позволил здесь писать? Не видите разве — вон колючая проволока?» Присмотрелся — и в самом деле проволока. И часовой стоит на колокольне. В том монастыре, как оказалось, находился лагерь. А чему вы удивляетесь, в советское время многие храмы использовались под тюрьмы. И под детские дома-интернаты для инвалидов. Писать их, кстати, тоже не разрешали.
Приходилось ухитряться, чтобы в очередной раз не попасться на глаза чересчур бдительным стражам порядка. Нередко писал с чердаков, смеется художник. Но отказаться от своего занятия и в мыслях не было. Белинский объехал всю Россию — и везде, где видел, писал храмы. На его полотнах — церкви Москвы, Суздаля, Пскова, Владимира — все «Золотое кольцо». Есть храмы Киева, Владивостока и Германии, художник несколько раз побывал на Валааме и Соловках, написал чуть ли не все православные храмы Красноярского края.
Первую небольшую выставку «Святые места России» он представил в красноярском Союзе художников в 1990 году. Туда вошло всего 60—70 работ. С тех пор Виктор Белинский не раз знакомил земляков со своими новыми произведениями на столь дорогую ему тему. И не только в Красноярске — его экспозиция много путешествовала по районам края. Следующая, юбилейная выставка «Святые места России» была намечена на нынешний август. Но, как справедливо считает мастер, ложка дорога к обеду. Увидеть эти работы можно будет в один из ближайших православных праздников.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»