2 сентября открывается VIII Красноярская музейная биеннале «Даль». Что там, в «Дали» — у биеннале, у Красноярского музейного центра и в целом у Красноярска с его не вполне реализованным, но вполне реальным креативным потенциалом? Об этом рассказывает идеолог и куратор форума, заместитель директора КМЦ Сергей Ковалевский.
Сибирское далеко
Сергей Леонидович, прошлая биеннале называлась «Чертеж Сибири», тема нынешней — «Даль» — не столь локальна, но и она предполагает творческое осмысление сибирского пространства. С чем связан пристальный интерес к территории?
Наверное, это признак мудрости — повернуться лицом к земле, на которой живешь, попытаться ее осознать… Тема «Даль» не указывает на Сибирь буквально, однако, не называя явление, подразумевает его, ведь если вдуматься в подтекст — про что это как не про Сибирь? По сути, даль — синоним Сибири, ее протяженности, расстояний, ее удаленности, ее широты, долготы и глубины.
Слоган биеннале: «Современное искусство измерит сибирскую даль». Будете мерять широту и долготу?
Нас интересует не только пространственность, не только 4 000 километров от Москвы. Интересны культурологические смыслы, феноменальность и мифология Сибири, многочисленные ассоциации — меланхолические, романтические. Хотя, конечно, даль притягательна не для одних романтиков, поэтов и художников, которые постоянно рисуют горизонты. Даль — это универсальная философская категория, сопряженная с мышлением на перспективу, со способностью к предвидению и к дальновидению, чего, надо заметить, не хватает Отчизне нашей.
Биеннале восполнит нехватку?
Во всяком случае, мы будем искать ответы на фундаментальные вопросы, которые ставит даль.
Сами мы местные
Для кого из участников сибирская даль оказалась привлекательнее — для самих сибиряков или для гостей из столиц, из заграницы?
Внешние люди априори заточены на Сибирь: экзотика, природа, масштабы, мощь — все это невероятно заманчиво. Для европейцев разреженные сибирские просторы — антипод их плотного, скученного существования, поэтому они с огромным удовольствием принимают приглашение приехать. Москвичи тоже легки на подъем. Питерцы потяжелее. Что до местных участников, то им, вероятно, чуть сложнее, чем сторонним, — приходится смотреть изнутри, определять собственную пространственную идентичность. Тем не менее в биеннале традиционно участвуют красноярские художники и музеи из городов и районов края.
Для музеев предусмотрена отдельная программа?
Да, она носит название «Словарь дали» — очевидная, отчетливая игра слов, и как раз со словами призваны поиграть музейщики. Каждая музейная экспозиция — своего рода словарная статья. Словесные формы используются самые разные: диалектизмы, пословицы, поговорки, топонимы, рассказы о событиях, а иллюстрациями к словам служат некие предметы, музейные артефакты. При этом все словесно-предметные пары помещены в единую конструкцию, символизирующую телескоп или подзорную трубу искусства, сквозь которую и предлагается вглядеться в даль пространства и времени. Кстати, о музеях. Совсем недавно открылся музей в селе Хайдак Партизанского района, и его композицонным центром стала работа красноярского художника Виктора Сачивко «Сетумаа, возвращение мечты».
Совершенно верно. Тут вообще очень красивая история! Работа посвящена этому самому эстонскому селу и делалась непосредственно там, с помощью тамошних жителей, после биеннале она выставлялась на ярмарке «
В нынешней биеннале Виктор Сачивко участвует?
Конечно. Как и другой наш постоянный участник Василий Слонов. Кроме них, из красноярских художников в биеннале впервые принимает участие Александр Суриков.
Все гениальное — простынь
Из приглашенных звезд кого назовете?
У нас более тридцати участников-художников, много действительно ярких звезд как российской, так и мировой
На прошлой биеннале художественные проекты впервые выставлялись не только в стенах музейного центра, но и за его пределами. Внешняя экспансия продолжится?
Обязательно! Мы стремимся сделать уличную паблик-
Что за проект?
«Белые пятна памяти». Автор — художник из Москвы Леонид Тишков. На Татышеве на веревках, натянутых между деревьями, будет развешено, словно на просушку, постельное белье горожан, причем ни в коем случае не свежекупленное, а подчеркнуто старое, застиранное. У этой чувственной, человечной инсталляции множество интерпретаций. Простыни и пододеяльники — вещи интимные, хранящие отпечатки снов, но вывешенные вместе они выветриваются, деперсонализируются и становятся частью
Чем богаты
Сергей Леонидович, а вы уверены, что замысел будет понят? Насколько,
Я думаю, биеннале весьма способствует тому, чтобы горожане более доверчиво относились к современному искусству, хотя уровня всенародной увлеченности Красноярск пока не достиг, нет такой массовости, как в Европе или в Москве, где в галереи очереди выстраиваются. Причина в естественной инерции, а главное — в недостаточном осознании ценности творческого потенциала. К примеру, в Москве открылась выставка знаменитейшего английского художника Энтони Гормли, я с ним встречался, разговаривал: «Давайте в следующем году вы приедете в Красноярск». Он говорит: «Давайте обсуждать». То есть у нашего музея огромное желание привлечь передовой опыт, нами наработана отличная партнерская база, наши предложения готовы рассматривать, готовы вкладываться в наш город интеллектом, идеями. Тот же Гормли мог бы создать такой
Наталья Сойнова, «Вечерний Красноярск»