>
>
«Бесславные ублюдки»/ "Inglouroius Basterds"

«Бесславные ублюдки»/ "Inglouroius Basterds"

27.08.2009
52

Бесславные ублюдкиРежиссер — Квентин Тарантино
В ролях: Брэд Питт, Илай Рот, Мелани Лоран, Кристоф Вальтц, Тиль Швайгер, Диана Крюгер, Майкл Фассбендер, Майк Майерс
Продолжительность — 155 м

Вот удивительное дело — те, кто, посмотрев на истерящего Гитлера в финале ролика «Бесславных ублюдков», предположил, что Квентин Тарантино зачем-то снял фильм «Гитлер капут!», неожиданно оказались правы. Тарантино действительно снял фильм «Гитлер капут!» — с той лишь разницей, что если сам «Гитлер» был выполнен в жанре пародийного капустника, то в версии Квентина вышло нечто вроде длиннющего синефильского анекдота.

Обещаниями забацать эпос о Второй Мировой, который изменит сам жанр военного фильма, Тарантино дразнил публику больше десятка лет. И вот когда все окончательно решили, что «Ублюдки» навсегда прописались по ведомству несбывшихся легенд, маэстро вдруг с неслыханной резвостью, за какой-то год закончил томившийся несколько лет в его столе сценарий и даже снял фильм. После знакомства с которым, честно говоря, немножко жаль, что «Ублюдки» так и не остались вечным недостижимым фантомом, о предполагаемом величии которого можно было бы грезить долгими вечерами у камина. Потому что Тарантино, если говорить прямо, впервые откровенно схалтурил.

«Бесславные ублюдки» не то чтобы чудовищно плохи — скорее, они как-то обидно бессмысленны, особенно для фильма, которым так долго дразнили твоё воображение. Вместо предполагаемого военного эпоса Тарантино рассказывает нам анекдот — долго, обстоятельно, с огромной кучей совершенно ненужных подробностей, постоянно хихикая в кулачок от наслаждения собственным остроумием. Когда же дело доходит до соли шутки, выясняется вот что — она, конечно, довольно хороша, но только не в качестве главного и, кажется, единственного фокуса двух с половиной часового фильма про войну, снятого на трёх языках. Выстраивать фильм подобного размаха вокруг мысли подобной глубины — дурацкая растрата творческих ресурсов всех вовлеченных в дело. Всё равно, что устраивать грандиозный поединок между двумя самыми крутыми боксерами в мире — с миллионными вложениями в раскрутку, россыпью вип-гостей, прямыми трансляциями по всем телеканалам мира — только для того, чтобы соперники в результате щелкнули друг друга по носу и разошлись по углам. Можно попробовать уважать такой маневр за чистое пижонство, но как-то положительно относиться к его результату не получается никак.

На «Ублюдках» с Квентином произошла ещё одна досадная метаморфоза — он как будто настолько уверился в бесконечной гениальности собственных придумок, что разом записал всех потенциальных зрителей в клинические идиоты, которым все нужно объяснять на пальцах. Все свои шутки и мысли режиссер здесь подносит как-то чересчур доходчиво, едва ли не тыкая ими зрителя в нос — что особенно неприятно в свете того, что шутки эти в основном самого непритязательного свойства.

Нет, былое мастерство блистательного диалога ещё не выветрилось из Тарантино полностью, и «Ублюдки» вполне могут похвастаться несколькими без дураков блестящими вербальными пикировками — одна из которых к тому же венчается предельно абсурдной, но мощной перестрелкой. Но всё равно от фильма полное ощущение того, что не очень приятный человек тебе два с половиной часа не только шутит не очень смешные шутки, но и постоянно пихает локтём под ребра и приговаривает «Нет, ну скажи же, умора? Умора, правда? Нет, ну ты скажи, умора же, да? Да?» Да, местами действительно умора. Но от этих постоянных тычков через полчаса хочется отойти подальше — а через полтора и врезать в ответ.

Вердикт Кочерыжкина — навязчивый анекдот про Вторую Мировую и кино; очень длинный; временами смешной

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать