Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Канск, выпуск 5

Канск, выпуск 5

28.08.2009
6

Фестивальная жизнь в Канске продолжает кипеть и бурлить — вчера, как, впрочем, и всегда, произошло огромное количество событий, причем в этот раз связанных не только с кино или видео, что особенно интересно. Всего, правда, посмотреть в четверг не удалось — зато очень многое замечательное предстоит сегодня, в пятницу. Итак, ежедневный отчет.

Сначала, по традиции, строго факты: в четверг была программа короткометражных фильмов Осаму Тедзуки, подборка фильмов из Ижевска, программа итальянского видеофестиваля Video Minuto, третья часть конкурса собственно Канского фестиваля, потом открытие памятника Неизвестному художнику, документальный фильм «Nashi» о лагере движения «Наши», рок-концерт под фанеру на площади, и легендарный фильм Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» по Гюнтеру Грассу.

Памятник неизвестному художнику в КанскеСначала давайте о том, что я пропустил — во время «Наших» я гонял в гостиницу поужинать, уж извините, а «Жестяной барабан» на запускали так долго, что я предпочёл пойти, чтобы успеть нормально добраться до гостиницы (правда, в результате почему-то приехал в неё часа в два ночи, но это уже детали).

Памятник

О мероприятиях — вчера открыли памятник Неизвестному художнику, работы довольно известных современных художников Виноградова и Дубосарского (оба присутствовали на открытии, но изображали неизвестных художников, в рабочих комбинезонах; не хватало только пятен краски на них). Скульптура художника, пишущего что-то на асфальте, была открыта на площади между храмом и Городским дворцом культуры — благодаря Канской «Сегодняшней газете», написавшей, что памятник будет в виде жопы, на открытие собралось довольно много народу. Памятник, увы, имел более привычный вид — о нём в городе стали моментально складываться разные городские легенды, вроде того, что для удачи в любви его надо погладить по голове. Завтра, кстати, в Канске состоится премьера фильма о Виноградове и Дубосарском.

Deep Purple под фанеруЕщё на той же площади, где теперь всегда будет стоять (пардон, сидеть) Неизвестный художник, состоялось замечательное представление под кодовым названием «Deep Purple под фанеру». Это была такая деревянная инсталляция, в которой в деревянном ящике играли фанерные фигурки музыкантов, в то время как из ящика играли хиты тех же DP, Led Zeppelin, Motorhead, Metallica и прочей классики рока. Канский зритель отреагировал на инсталляцию самым прекрасным образом — на «Smoke on the Water», открывавшей программу, в толпе начали подпевать, а дальше перед сценой устроили самый настоящий слэм. В общем, энергетика у мероприятия была как у самого настоящего рок-концерта — что было очень, очень здорово.

Осама Тедзуки

Из Тэдзуки, автора показанной пару дней назад «Жар-птицы», на этот раз давали короткометражки. В получасовой «Легенде леса», выполненной в диснеевском духе, Тэдзуки делал анимационную фантазию на тему четвертой симфонии Чайковского — о том, как жители леса пытались бороться с людьми, их лес вырубающими. Вообще, вместе с той же «Жар-птицей», из короткометражек стало понято, какие темы волновали Тэдзуки больше всего — экология, война, социальное устройство.

После «Легенд леса» была совершенно замечательная «История одной улицы» — мультфильм без единого слова, в действующих лицах которого числились девочка и её плюшевый медведь, крысёнок и фонарный столб, а также развешанные по переулку плакаты. Ещё показали одну серию, возможно, самого знаменитого проекта Тэдзуки, сериала «Астробой». (Этой осенью, кстати, в Голливуде выйдет полнометражный римейк «Астробоя», делал который один из режиссеров замечательного мультика «Смывайся»). Серия была выбрана несколько странно — она явно была не первой и не последней в сериале, и почему нам показали конкретно её, было не очень ясно. Впрочем, она была довольно мила — там было про то, как Астробой Атому, мальчик-робот, влюбился в девочку-робота, которая оказалась нейтронной бомбой.

Ижевская волна

В программе «Ижевская волна» нам показали довольно длинный фильм «Гимны», сделанный музыкантами ижевской группы «Вторая африканская охота» в 1996 году, две короткометражки объединения «Археоптерикс» и несколько мультипликационных работ 17-летнего ижевского парня Андрея Першина. Последний — вообще довольно уникальный случай; мальчик, приехавший в Ижевск из деревни и не видевший до этого почти ничего, буквально на ровном месте сам для себя заново изобретает возможности анимации. Его мультфильмы сделаны, например, фломастером на тетрадном листочке в клеточку, и в них явственно чувствуется наивность 17-летнего мальчика, который полагает, что если всем сказать «Давайте жить дружно», то все правда могут послушаться — но при всей этой чистосердечной наивности в парне есть настоящий талант, и о таких серьёзных, но в то же время банальных вещах, он умеет разговаривать как-то очень прямо и правильно. Он любит Ренату Литвинову, пост-рок и Radiohead, и всё это тащит в свои коротенькие мультфильмы — и у него выходит так, что аж самому хочется также страстно полюбить по новой и Литвинову, и пост-рок, и Radiohead. Ну, и вот что — как минимум две его работы (одна на песню Sigur Ros, вторая про собеседование по приему на работу) практически гениальны без всяческих скидок на что бы то ни было.

Video Minuto

С итальянским Video Minuto вышло немного странно — там не было никаких субтитров или перевода вообще, и если, скажем, программе берлинского фестиваля Inter Film это было не нужно, то здесь было как минимум три фильма (из шести), в которых было очень много диалогов. Нет, общая сюжетная линия была, конечно, ясна — но когда идёт примерно получасовой фильм с кучей событий и закадровым нарративом главной героини, хочется всё же понимать чуть больше, чем просто общую сюжетную линию. Как минимум, хочется понимать его название — пока я вам могу только сообщить, что этот фильм назывался «Col sangue agli occhi». Фильм, кстати, был так себе — такое ощущение, что в нём итальянские ребята заново изобретали для себя кинематограф девяностых, не подозревая, что в далеком 1994-м году всё это уже сделал в своём первом фильме один начинающий английский режиссер по имени Дэнни Бойл. Из прочего итальянского был отличный мультфильм «Натуралист» — про любителя природы, от рук которого все случайно погибало — ну, и, в общем, всё.

Конкурсная программа

В конкурсе было немало интересного — причем не всегда с положительной точки зрения. Открывала программу английская короткометражка «Круги по воде» — и это была, в общем, довольно зрелая и чёткая черная комедия о том, как всё может пойти наперекосяк. Такое нормальное короткометражное кино — с внятным сюжетом, хорошими съемками, хорошими актерскими работами и пр. Ещё был удивительный фильм «Многоточие», в котором человеческая жизнь описывалась за какие-то секунд 50 — если бы на фестивале был специальный приз за краткость, то «Многоточие» по любому бы его выиграло.

Отличный фильм «Конечный пункт», в котором реальные архивные съемки приобретали новое (довольно зловещее) звучание благодаря поясненному финальным титром контексту, и отличная вещь под названием «Wrong», в которой любопытным и довольно злым образом препарировались стереотипы межполовых отношений, и прекрасная отечественная «Паночка», в которой происходила весьма хамская (и замечательная) деконструкция Гоголя. Были, впрочем, и вещи, вызвавшие вопросы — например, испанские «Восемнадцать секунд», отлично сделанные с визуальной точки зрения, и довольно интересные по содержанию, пока в финале не происходит дико банальный и очень удручающий в своей банальности поворот сюжета. Питерская «Травля» (о том, как происходит травля людей в интернетах) тоже была не ахти — здорово, конечно, что люди стараются протащить в кинематографический контекст съемки веб-камерой, но по содержанию и интонации это был чистый караул.

Такие дела у нас тут в Канске. Впереди два последних дня фестивальной программы, надеюсь выдержать.

Ждите отчетов, с фестивальным приветом, всегда ваш С.М.

Рекомендуем почитать