Вот и прошёл первый настоящий, полнометражный день канского видеофестиваля — день, в котором было дикое количество всего, от ночных концертов на балалайке в гостинице (не спрашивайте) до шедевров классической японской анимации. Впрочем, начнём по порядку.
Вообще в Канске довольно весело, стоит сказать. В понедельник, как только я впервые сам вышел из гостиницы, мне немедленно предложили из-под полы купить ворованные двд-диски. Вчера же в автобусе один чрезвычайно подвыпивший местный житель, всю дорогу мирно дремавший на своём сиденье, оживился, услышав английскую речь, и принялся рьяно убеждать гостя из Мексики, что «рашшен водка» куда круче, чем их текила. Мексиканец, впрочем, с ним и не спорил. И удивлен не был — говорил, что для Мексики такое вполне нормально.
Итак, что у нас было в программе — для начала показали полнометражное аниме «Жар-птица» режиссера Осаму Тэдзуки (у него ещё будет отдельная программа через пару-тройку дней, так что о нём подробнее), потом была программа документальных фильмов Красноярской киностудии и режиссера Ирины Зайцевой, программа мадридского фестиваля Vallecas Puerta del Cine под названием «Дрададах», конкурсный показ собственного Канского фестиваля, потом немножко FutureShorts (их я, простите, прогулял за ужином), немножко эстонского короткого метра и, наконец, фильм Питера Гринуэя «8 ½ женщин». Уф. Одно перечисление немного утомляет, правда? Но в любом случае, сейчас попробуем приступить к описанию впечатлений.
«Жар-птица»
Начнём с «Жар-птицы». Снята она была в 1980 году, и это такой довольно занятный микс из романтического космического приключения, жесткой антиутопии с экологическими и социальными мотивами и дурашливого типа-диснеевского мультика с разными забавными зверюгами. Причем из одного режима в другой фильм переключался в самых неожиданных местах — вот вроде идёт-идёт космическое приключение, и вдруг бац! Без предупреждения пошла антиутопия.
Звериная составляющая тоже включалась как гром среди ясного неба — прилетают такие типично анимешние герои (ну, там, скулы, глаза, ноги) на какую-нить планету, а у них там раз! И зверинец живописных разноцветных тварей, нарисованных как в какой-нибудь «Тайне третьей планеты». При этом это ещё и история про то, что любовь побеждает всё — но с такой воодушевляющей моралью непостижимо соседствует очень пренебрежительное изображение женщин. (Главная романтическая героиня, например, робот, которая по требованию превращается хоть в самолёт, хоть в пылесос, и вообще в мультфильм въезжает промежностью вперёд). В общем, как вы поняли, в мультике хватает всяческих странностей, благодаря которым смотреть его всё время интересно. А, ещё он время от времени проваливается в такие чисто экпрессионистские картинки, что тоже дико круто. Первые минут десять, например, идут вообще без единого слова.
Ирина Зайцева
Про документалки Ирины Зайцевой я довольно немало слышал, но посмотреть удалось впервые. Их было три — «Жили-были старик со старухой», «Баллада о старой прачечной» и «Мент в чистом поле». Все про настоящих, не придуманных людей; в первой говорится о старике со старухой, что остались жить одни в загибающейся деревне, во второй — о семье, расколотой уходом матери в другую семью, в третьей — о милиционере, которого судьба забросила из Казахстана в сибирскую глубинку, где он один титаническими усилиями не даёт деревне зачахнуть.
Первый фильм — самый сильный; хотя не исключено, что он таковым смотрится просто потому, что он первый, поскольку интонация у Зайцевой примерно одинаковая. В «Балладе» выигрышней всего смотрятся кадры работы огромной больничной прачечной — они сняты так, что из них прёт какая-то всамделишная нешуточная жуть. «Мент» тоже довольно хорош (как выяснилось впоследствии, пока фильм монтировали, его герой получил путинскую награду, как лучший участковый страны) — но в нём, как выяснилось из разговора с оператором фильма, всё самое интересное осталось за кадром.
Vallecas Puerta del Cine
Про мадридский фестиваль Vallecas Puerta del Cine много рассказывать сложно — ну, сами представьте, там короткометражки минуты по полторы тире три, и так два часа. Был отличный короткий фильм «Стрелочный парадокс» — там в жизни героя жили стрелки, указывающие на те или иные вещи, которые он делал, которые сначала начали диктовать ему поступки, а потом и вовсе довёдшие его до ручки. Ещё были отличные короткометражки из серии Dirty Little Shorts (их можно посмотреть на сайте) — одна про похабный потенциал английской буквы «С», другая про то, что бывает, если женщине слишком часто говорить «Нет». Ещё был довольно неплохой фильм «Поездка в Бангкок», в нём использован очень здоровский приём — изображение и закадровый текст развивались параллельно, и только в последнем кадре становилось понятно, каким образом они сходятся; причём это сведение двух линий вместе было сделано с таким мощным психологическим «бум-с».
Конкурсная программа
В конкурсной программе было немало симпатичного. Был, среди прочего, уже известный нашим читателям фильм Нади Гороховой «Чем вам помочь?»; милейший колумбийский, кажется, фильм «Чимумбе» про девушку, которая вышла замуж за золотую рыбку, живущую в реке; прекрасная отечественная картина «Ничего не происходит», которую толком не описать; милый французский мультик «Рано или поздно» про дружбу белки и летучей мыши; славная сингапурская сказочка «Отражение». А, был ещё очень трогательный рукодельно-рисованный видео-арт на основе старых семейных фото и видеозаписей под названием «Парит, вопит, ныряет» — довольно проникновенный и красивый.
Из эстонского короткого метра показали довольно трогательный фильм «Свадьба для чайников» — там жених сам снимал все приготовления к свадьбе, на которой всё, разумеется, пошло наперекосяк; сделано это было чрезвычайно просто, самая обычная бытовая видеосъемка, но смотрелось как-то страшно мило и по-настоящему.
Ох. Про Гринуэя, наверное, стоит написать отдельным постом — а то замучаетесь ведь такую простынку читать.
С.М.