Режиссер — Вадим Соколовский
В ролях: Максим Локтионов, Мария Андреева, Ирина Апексимова, Леонид Куравлев, Николай Ефремов, Ольга Ергина, Лия Ахеджакова, Екатерина Вилкова, Гоша Куценко, Михаил Ефремов, Александр Леньков, Валентин Гафт
Продолжительность — 101 м
Первый русский фильм компании «Дисней» — всё-таки, как ни крути, а звучит такая фраза довольно странно, немножечко как оксюморон. Такой, знаете, китайский телевизор «Филипс». Впрочем, такое уже давно не оксюморон, а новая экономическая реальность — так почему бы не появиться на свет и первому русскому фильму компании «Дисней»? Тем более что первый блин у компании «Дисней» на русской почве хоть и вышел несколько комом, но почему-то не хочется, чтобы он оказался последним.
Первое, за что создателям «Книги мастеров» хочется от всей души похлопать в ладоши — это центральная сюжетная линия фильма. Вместо того чтобы этак по-шрековски сляпать на скорую руку что-нибудь из ошмётков других сказок, они предпочли заморочиться созданием собственной оригинальной истории, довольно сложной и богатой на детали. У неё, конечно, тоже есть свои источники вдохновения (в первую очередь «Хозяйка медной горы»), но всё же это стремление выстроить фильм на крепкой и детально разработанной сюжетной основе приятно удивляет. Правда, из-за стремления впихнуть в эту основу всего и побольше у «Книги мастеров» регулярно начинаются странные вихляния интонации. Она то съезжает в пародийное хихиканье, то вдруг включается в серьёзный и несколько пугающий режим «Властелин колец по-русски». Ближе к финалу она вдруг и вовсе на минуточку превращается из доброй сказки в русский народный «Груз 200», правда, только для того, чтобы тут же переключиться обратно. Ей также немного не к лицу не очень понятное стремление непременно найти по роли для всех вездесущих физиономий современного русского кино. Если, скажем, выход Сергея Гармаша в качестве говорящего коня получился и смешным, и неожиданным, и в целом удачным, то без персонажей Гоши Куценко и (в особенности) Михаила Ефремова можно было легко обойтись. Зато вот Артур Смольянинов нашёл себе в «Книге мастеров» конгениальную своему дарованию роль — ходячего каменного истукана.
А вот дебютанты в «Книге мастеров» все подобрались краше некуда. Максим Локтионов, исполнитель главной роли юного мастера Ивана (отличная ходячая шутка — практически все сказочные существа, которым он представляется, опасливо интересуются: «Не дурак?») — очень яркий и талантливый парень, взятый в «Книгу» явно не за смазливую рожицу. Это касается и Марии Андреевой, сыгравшей Катю, внучку Бабы Яги, и Николая Ефремова, исполнившего роль добродушного кузнеца Кузьмы, лучшего друга Ивана. Ужасно приятно видеть в главных ролях в крупном отечественном фильме не просто свежие, а ещё и интересные лица. Настолько приятно, что по окончании «Книги мастеров» проявляется вдруг несколько противоестественное желание посмотреть на них ещё. Выразимся так — компания «Дисней», добро пожаловать в Россию. Работайте на здоровье.
Вердикт Кочерыжкина - пока не очень твердый и несколько заплетающийся, но шаг в верном направлении