>
>
Посылка/ The Box

Посылка/ The Box

23.11.2009
12

Режиссер — Ричард Келли
В ролях: Кэмерон Диас, Джеймс Марсден, Фрэнк Лангелла, Джеймс Ребхорн, Кевин Робертсон, Холмс Осборн
Продолжительность — 115 мин

Да, я знаю, как сходят с ума — думается, сценарист и режиссер Ричард Келли вполне мог бы подписаться под этими словами из давней песни Николая Носкова. Отчасти в этом и заключается его творческая манера — сделанные под его началом фильмы, как правило, берут и весьма живописно сходят с ума прямо у нас на глазах. И обычно это выходит весьма здорово.

С «Посылкой», на первый взгляд, происходит примерно та же история. Начинаясь, как скромная фантастическая зарисовка с вопросом «А что, если?» и моралью, она постепенно превращается в грандиозный ком сюжетных линий, падающих одна другой на голову. Правительственные заговоры, манипулирование сознаниями, зловещие предзнаменования, загадочные пришельцы, порталы в пространстве и времени — и всё это опять втиснуто в ласковую реальность двухэтажной пригородной Америки с её обоями в цветочек и симпатичными лужайками перед домом. Для Келли это любимый маневр — он проделывал его и в «Донни Дарко», и в «Сказках Юга». В этом плане он похож на фокусника, который из всей книжки с фокусами разучил ровно три — но исполняет их при этом так, что глаз не оторвать.

То есть, обычно было глаз не оторвать — в «Посылке» же машинка безумия Келли впервые начинает несколько сбоить. Причин на то может быть несколько. И в «Донни Дарко», и в «Сказках Юга» Келли работал в тех временных рамках, которые ему посчастливилось застать лично. Так что и пригородный морок 80-х в «Донни», и бешеный информационный перегруз нулевых в «Сказках» вышли чрезвычайно выпуклыми и убедительными. В «Посылке» же Келли попробовал натянуть на себя классическую, до-лукасовскую фантастику 60-х и 70-х (не зря же действие фильма происходит в декабре 1976 года; уже следующим летом по Штатам со всей мощи вдарит «Звездными войнами»). И, кажется, заигрался в стилизацию; чуждая, лишь умозрительно знакомая автору форма в результате подмяла его под себя и съела.

Келли очень старается — выдерживает многозначительную отстраненную интонацию, выстраивает филигранные планы, заставляет громогласных канадских рокеров Arcade Fire сочинять тревожный, минималистичный саундтрек в духе классических кинокомпозиторов (пожалуй, единственная безоговорочная удача фильма). Но за всеми этими, без сомнения, благородными манипуляциями он немножко упускает из виду всё то, что традиционно было его сильными сторонами. В первую очередь в фильмах Келли подкупала лихорадочная, несколько хулиганская избыточность, с которой он запихивал в них любую идею, которая только приходила ему в голову. Там, где нормальный фантаст ограничился бы одним объяснением, Келли никак не мог выбрать из пяти и в результате брал все пять сразу — от чего ближе к финалу на его фильмах голова начинала идти кругом каким-то особенным образом, лучше которого не было ничего на свете. В «Посылке» же эта будоражащая лихорадочность разбивается о ледяную серьёзность интонации. А рассказывать с серьёзным лицом одновременно про правительственные заговоры, миссии на Марс, загадочных пришельцев, манипулирование сознаниями и загробную жизнь, сами понимаете, практически невозможно.

Да, конечно, с «Посылкой» можно поступить так — выкинуть за скобки всю фантастическую начинку и обнаружить там довольно суровое авторское высказывание о человечестве. Люди у Келли принимают необдуманные решения в погоне за лёгкой наживой и даже в ситуации смертельной опасности не способны избавиться от уютного самообмана. И это, наверное, здорово — когда автор голливудского триллера с Кэмерон Диаз в главной роли пытается поговорить о таких серьёзных материях. Но всё равно — общее впечатление от «Посылки» примерно такое же, как от человека, который, собравшись сойти с ума, пытается сделать это наиболее интеллигентно. Кажется, уже в самой такой постановке вопроса скрывается обман.

Вердикт Кочерыжкина — красивая замороченная фантастика; слишком, впрочем, красивая

Рекомендуем почитать