Второй фильм Райана Джонсона, автора замечательного фильма «Кирпич», с Джозефом Гордоном-Левиттом. Тоже своего рода стилистический эксперимент — если в «Кирпиче» Джонсон запихивал нуаровский сюжет и диалог в мир обычной старшей школы (с большим, надо сказать, успехом), то в «Братьях Блум» он пытается протащить запутанную историю о благородных мошенниках в мир киношного магического реализма а-ля «Амели».
Сюжет тут такой — братья Блум, Стивен (Марк Руффало) и Блум (Эдриан Броуди; да, правильно, его зовут Блум Блум; это одна из лучших шуточек фильма, потому что целиком его имя не произносится ни разу), сироты, с детства скитающиеся по приёмным семьям, и привыкшие сами выкручиваться из любых ситуаций. С возрастом они вырастают в мошенников экстра-класса, проворачивающих колоссальные аферы. Их последняя жертва — эксцентричная дочка нефтяного магната по имени Пенелопа (Рэйчел Уайз); разумеется, в последний раз всё идёт совсем не так, как должно было.
В принципе, ещё по «Кирпичу» было видно, что Джонсон в первую очередь — умник и фокусник; экспериментировать с жанрами и придумывать новые концепции ему интереснее даже больше, чем рассказывать истории. В «Братьях» эта его особенность проявляется ещё сильнее — Джонсон здесь с порога переходит на сплошное жонглирование разноцветными шариками; и ближе к середине он как будто бы сам настолько засматривается на их мелькание, что забывает, что хотел сказать. В «Кирпиче», при всей его пижонской стильности и экспериментальности, в какой-то момент прорезалась всё-таки основательная драматическая увесистость. «Братья» же по большей части остаются такой сознательно легкомысленной шуточкой.
Но всё равно — даже если по окончании фильма он из головы выветривается, как газировка, во время самого просмотра там всего хватит часа на полтора зрительского счастья. Первые 10 минут, в которых живописуется детство братьев — это вообще чистый восторг. Настолько хорошо дальше уже не будет, но всё равно всё очень мило. Дуэт Руффало и Броуди замечательный, японка Ринко Кикучи в роли их бессловесной помощницы по имени «Пиф Паф» фантастическая, от Уайз вообще глаз не оторвать, несмотря на то, что она играет такую типично-киношную взбалмошную особу, от каких в реальной жизни надо бы на дерево повыше забираться, а в кино их принято любить с первого взгляда. Ну, и вообще — да, рюшечки, да, пузырьки, да, легкомысленно и музычка порой слишком уж сладенькая. Но вот я сел сегодня скрин-шотов для этой записи вырезать, намереваясь буквально кадра три-четыре сделать — и сам не заметил, как на 13-м уже начал по рукам себя бить, а то не остановился бы. И сейчас вот сижу и понимаю — можно сколько угодно пытаться серьёзную физиономию делать, но я точно «Братьев Блум» буду пересматривать куда чаще какой-нибудь, ммм, «Внутренней империи».
С.М.